Андрей Кураев: Большая пресса, которая считает себя либеральной, должна перестать считать русский на

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

Накануне Патриарх Кирилл выступил с заявлением по поводу беспорядков на
Манежной площади. По его словам, среди причин, приведших к беспорядкам в
Москве, кроме банального хулиганства, есть и то, что он назвал
"провокацией радикальных этнических групп". Между тем, как говорят
критики Патриарха, в лоне самой Церкви есть немало националистически
настроенных обществ и объединений. Однако, русский народ — не ксенофоб, и
проблема вовсе не в межнациональной нетерпимости, утверждает известный
православный публицист протодиакон Андрей Кураев. Корреспондент
Накануне.RU поговорил с ним о разнице национализма, ксенофобии и
великорусском шовинизме.
Вопрос: Какова Ваша личная оценка беспорядков на Манежной?

Андрей
Кураев: Мне бы хотелось, чтобы оценка этих событий в общественном
сознании была бы многосложной. После того, как будут сказаны слова с
осуждением погромов и насилия, слова, которые по своему очень важны,
после этих святых банальностей, важно, чтобы все-таки было найдено
понимание того, что все-таки людей доводит до такой крайности.

Вопрос:
Есть ли, по-Вашему, в стране всплеск националистических настроений, та
самая ксенофобия, в которой Россию беспрестанно обвиняют?

Андрей
Кураев: Я думаю, что большая пресса, та, которая считает себя
либеральной, должна перестать считать русский народ своим врагом.
Русский народ очень терпим, и нет у нас ксенофобии. Заметьте,
общественное мнение однозначно осуждает выходки скинхедов, направленные
против таджиков, узбеков, африканцев, и совсем другая возникает реакция,
когда проходит информация о столкновениях с северо-кавказцами,
гражданами России. Значит, здесь проблема не в ксенофобии. Не надо! Это
словечко закрывает настоящую проблему, вместо того, чтобы ее понять.

Вопрос: А в чем эта проблема, как Вы считаете?

Андрей
Кураев: Я хочу спросить, неужели наша страна настолько труслива, что не
может найти в себе мужество, чтобы признать правду? У нас есть реальные
несовместимости в разных культурах, не субъективные — реальные. Если мы
отказываемся даже в научной среде обсуждать эти обстоятельства, то мы
капитулируем перед проблемой. Мы старательно избегаем даже слов, которые
могут эту проблему обозначить. Когда я говорю о несовместимости
культур, то, прежде всего, мне кажется совершенно очевидной
несовместимая культура, например, мальчишеской драки. В русской традиции
драка до первой крови, в русской традиции "западло" идти на драку с
кастетом, "западло" нападать на того, кто более слаб. Если я — кандидат в
мастера спорта, а передо мной "ботаник", в нашем понимании, подло
вступать с ним в драку и тем более первым начинать,а в понимании
северокавказских парней это все нормально, если против тебя- славянин. И
это серьезно. Здесь надо четко ставить вопросы, если вы всерьез хотите
привнести такие духовные сценарии в Россию, мы тогда должны найти
средства обороны.

Вопрос: А разве не нужно искать баланс, когда никто не будет ущемлен и все будут довольны?

Андрей
Кураев: Никого не ущемлять не получится. Сосед ущемляет меня, потому
что живет в своей квартире, а я бы хотел за счет него расширить свою
жилплощадь. Поэтому мы должны терпеть друг друга, ущемляться друг другу.

Вопрос:
Но пока молодых людей, которые вышли на Манежную площадь, называют
националистами, фашистами и даже нацистами. Это выступление называют
неонацистским путчем, как Вы считаете, это оправдано? Действительно ли
фашисты в субботу вечером били людей в центре Москвы?

Андрей
Кураев: Это виртуальные слова. После того, как виртуальные слова
сказаны, мы дальше можем что-то увидеть. Давайте спросим у этих ребят, а
они-то согласны такими словами называться? Понимаете, что происходит, у
людей совершенно законное возмущение, если за это мы их называем
фашистами, мы реабилитируем слово фашист. В таком случае сотни тысяч
людей могут отнести себя с фашистам.

Вопрос:
Бытует мнение, что в националистической среде немало православно
настроенных людей. Не секрет, что есть радикальные националистические
движения в православии, какова их роль в случившемся?

Андрей
Кураев: У скинхедов, скорее, популярны идеи язычества. Буквально
накануне инцидента с Егором, я не знаю, кстати, были ли у него
какие-либо религиозные сюжеты в жизни, одной из популярных тем
религиозных встреч и общения в интернете была фальсификация речи
Патриарха на Дальнем Востоке, где он говорил о миссии Кирилла и Мефодия,
где Патриарх, по мнению скинхедов, назвал русских варварами. Это я к
чему? Это я к тому, что в националистической среде имя и статус
Патриарха Русской Православной Церкви не является авторитетным. Для их
мужских потенций, скорее, ближе воспевание Одина, Вотана, Перуна. Они,
скорее, язычники.

Вопрос: Однако
многие националистические движения активно используют православную
символику, а не, к примеру, славянскую, языческую.

Андрей
Кураев: Давайте разбираться. Фанатские организации заявили, что не
имеют отношения к Манежной. Если мы говорим о скинхедских организациях,
то я не знаю среди них православных. Если мы говорим о чисто
православных движениях националистических вроде Союза православных
хоругвеносцев, то они могут быть резки на словах, но с их стороны
никогда не предпринималось никаких насильственных действий, тем более
погромов. Это все взрослые люди, это не подростки. Поэтому, если мы
будем все это смешивать и одной правдой припечатывать, то мы будем
умножать количество неправды в мире.

Вопрос: Может Церковь как-то призвать различать грань между лозунгами и насилием?

Андрей
Кураев: Различать эти вещи должна не церковь. Понимать это должен любой
политик, журналист и так далее. Скинхедское движение – это одно, и это
вовсе не объединение русских молодых патриотов, также не фанатское
движение. Опять же, патриотическое движение и погромное движение — тоже
не одно. А православные организации, пусть даже крайне монархические,
пусть даже в чем-то националистические… Я не знаю случая, когда они бы
пошли путем беззакония. При том, с точки зрения скинхедов, они —
слабаки, потому что на словах говорят, а дела не делают.

Вопрос: Но кто-то же наделал дел на Манежной и народу там собралось немало…

Андрей
Кураев: Да никаких там дел не наделали, перестаньте! Сравните это с
тем, что вытворяли в эти дни английские студенты в Лондоне, и вы
увидите, что Манежная – это детский сад на прогулке. На самом деле, как
это ни странно, но даже так называемое антиглобализационное движение
является глобальным. Точно так же есть молодежная контркультура.

Вопрос: Вы хотите сказать, что в цивилизованной Европе все еще хуже?

Андрей
Кураев: Катастрофа — не то, что было на Манежной площади, а то, что
привело к этому. То, что это стало привычным. То, что можно деньгами и
угрозами давить на органы власти, на прокуратуру ту же самую. Очень
плохо, что под давлением общественного протеста был заменен следователь в
этом деле. Это не нормально, это называется паралич власти и системы.
Чтобы закон соблюдался, пришлось собирать многотысячные митинги и
выслушивать грозные слова президента.

Источник: http://www.nakanune.ru/

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map