Wrcars.ru
wrcars.ru

27 июля 1953 года американцы сбили советский пассажирский самолёт Ил-12

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Большие и малые вооруженные конфликты и войны, на протяжении всего XX века происходившие практически во всех уголках планеты, породили немало тайн и загадок. 27 июля 1953 года в небе Китайской Народной Республики четырьмя реактивными истребителями ВВС США был расстрелян безоружный с 20 пассажирами на борту.

… В тот день над Порт-Артуром светило жаркое солнце. Второй месяц лета 1953 года подходил к концу. Вместе с ним заканчивалась корейская война, ставшая, по сути дела, первым реальным, со времени Второй мировой полигоном, на котором проходила испытания новейшая для того времени боевая техника СССР и США. Как известно, практически все вооружение – от автоматов АК-47 до реактивных истребителей Миг-15, на которых воевали северокорейские (и советские) пилоты, поставлялось режиму Ким Ир Сена Советским Союзом. В свою очередь американская сторона не только снабжала самым современным оружием Ли Сын-Мана и его сторонников, но и сама принимала непосредственное участие в боях на Корейском полуострове.

 

Экипажу готовящегося к вылету во Владивосток пассажирского самолета Ил-12 предстоял совершенно обычный рейс. Погода была хорошая, никаких сюрпризов от «небесной канцелярии» синоптики не обещали, да и маршрут, которым они проходили уже не один десяток раз, был знаком им, как грунтовка родного аэродрома.

После непродолжительной задержки – ждали припозднившегося пассажира – Ил развернулся на рулежной дорожке и, пробежав по накаленной солнцем полосе, взмыл вверх. Несколько минут спустя только темная точка в небе еще указывала направление, в котором скрылся самолет. Но приземлиться во Владивостоке ему не было суждено. Через два с половиной часа, когда Ил-12 находился недалеко от китайского городка Хуадянь, из облаков появились сразу четыре «Сейбра» и начали расстреливать пассажирский самолет…

На его борту находились шесть членов экипажа и 14 пассажиров. Вначале в официальных сообщениях писали, что их было 15, и только после того, как в обломках Ила нашли штурманскую планшетку со списком пассажиров, стало ясно, что один человек из тех, кто должен был лететь в тот день, на самолет не успел. Поругался с женой, да так, что опоздал к вылету. От пустяков иной раз зависит человеческая жизнь. Был и еще один, чудом спасшийся. Матрос, которого сняли с того самого рейса, чтобы освободить место для торопившегося во Владивосток офицера.

Двое остались живы. Двадцать – погибли. Когда через несколько дней их нашли, стояла страшная жара, и то, что осталось от людей, захоронили в Порт-Артуре. Только в декабре того же года останки кремировали и перевезли во Владивосток. Тогда и появился в тихом скверике на остановке «Дальзаводская» скромный памятник.

***
Ил-12 стал одной из последних жертв корейской войны. Именно в этот день, 27 июля 1953 года, в Паньмыньчжоне было заключено долгожданное перемирие. Но напоследок воевавшая в Корее Восьмая армия США решила еще раз показать клыки. Буквально за несколько часов до подписания Паньмыньчжонского договора в воздушное пространство Кореи и Китая вторглись 324 военных самолета! Более 70 из них были направлены в район, где пролегала воздушная трасса Владивосток – Порт-Артур… Неужели для «охоты» на советские самолеты?

Сбитый над Китаем Ил-12 был военным «бортом». Однако в те годы «ильюшины», наряду с ленд-лизовскими «дугласами», использовались и для грузопассажирских перевозок.

Обстоятельства гибели самолета до сих пор не вполне ясны. В рапорте командира звена американских истребителей капитана Ральфа С. Парра, написанном вскоре после «боя» с безоружным самолетом, говорится, что Ил-12 был сбит… над Северной Кореей. Именно такой версии придерживалась вначале американская сторона. Однако после того как на плоскогорье между китайскими городами Хуадянь и Дуньхуа, куда упал Ил, советскими военными была привезена группа представителей ООН, от той версии американцам пришлось отказаться.

Более того – проведенное тогда же расследование, большая часть материалов которого закрыта до сих пор, показало, что еще за час-два до появления советского самолета китайские крестьяне видели несколько упорно круживших над полями «Сейбров». Словно кого-то ждали. Значит, Ил-12 не был простой жертвой решивших поразвлечься воздушных пиратов? Тем более, в последний день корейской войны.

Радиус действия F-86 «Сейбр» составлял 1600 километров. От китайско-корейской границы до места, где сбили советский самолет, – 300 с лишним километров. Примерно столько же, если не больше, американским истребителям пришлось пролететь с аэродрома наземного базирования, который никак не мог располагаться выше 38-й параллели – именно по ней проходит демаркационная линия между Севером и Югом Корейского полуострова.

Трудно представить, что американские пилоты могли решиться на далекий полет наугад, не зная, попадется им здесь что-нибудь или нет.

Значит, наш самолет ждали? Или – ждали не его, а кого-то еще?

***
У одного из погибших членов экипажа Ил-12, штурмана Ивана Мулина, осталось трое детей. Несколько лет спустя, рассказывает дочь Мулина Людмила Ивановна Проскурина, к ее маме пришел военный, отказавшийся назвать себя, и рассказал, что будто бы по тому же маршруту и в то же самое время должен был лететь другой Ил-12. С высшим командным составом ТОФ на борту.

И, якобы, когда советской разведке стало известно, что американцы знают о готовящемся полете, рейс штабного самолета отменили. А чтобы не подставлять ценный источник информации, выпустили ничего не подозревавший гражданский самолет…

По другой версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться во Владивосток из Порт-Артура. Кстати, практика исподтишка подкарауливать и сбивать самолеты с высшим военным руководством враждебных стран существовала у американцев достаточно давно – еще в 40-х годах, где-то ближе к концу Второй мировой, американская разведка расшифровала японские военные шифротелеграммы. В итоге, выяснив график передвижения главкома вооруженных сил Японии Ямамото, его самолет вместе с самим главкомом.

***
Сейчас трудно понять, где правда, а где ложь в том, что рассказывается о давней трагедии, произошедшей в китайском небе 55 лет тому назад. Через два дня после гибели Ила в районе Находки был сбит американский В-50. В воинской части, где служили члены экипажа погибшего Ил-12, говорили, что американец не вторгался в советское воздушное пространство, его просто уничтожили над нейтральными водами.

Отомстили?

Многие вопросы, появившиеся после гибели Ил-12 более полувека назад, до сих пор остаются без ответа. И старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Людмила Проскурина каждый день ходит на работу мимо могилы своего отца, так и не зная правды о причинах его трагической гибели

 

Статьи на тему:

  • В Индонезию улетел совсем другой суперджет
    Катастрофа самолета SSJ-100 в Индонезии к настоящему времени объединила практически всех авиационных экспертов во мнении: причиной трагедии стала ошибка экипажа. При этом все оговариваются: пилоты был...
  • Погибшие в авиакатастрофе учёные-ядерщики строили объект в Бушере
    Пять погибших на этой неделе в авиакатастрофе на севере России российских-учёных ядерщиков помогали в разработке иранского атомного объекта, так заявили в четверг источники в службе безопасности. ...
  • Общество — Вьетнамская война
       Новые фотографии в разделе "Общество" Альбом: Вьетнамская война Смотреть фотографии в "Галерее-Нечто" Американские войска на...
  • Происшествия — Авиационные катастрофы
       Новые фотографии в "Происшествия" Альбом: Авиационные катастрофы Смотреть фотографии в "Галерее-Нечто" ...
  • В аварии Су-24 под Петербургом обвинили сугробы
    Глупее ничего придумать не смогли...  Причиной аварии на военном аэродроме Пушкин под Петербургом, в результате которой полностью сгорел фронтовой бомбардировщик Су-24, стала снежная насып...
  • Тайны «Холодной войны»
    "Гриф секретности снят" - такая пометка появилась на некогда секретных архивных документах Министерства обороны России, проливающих свет на инцидент времен "холодной войны" в неб...
  • Конфликты современности: Танкерная война
    Ирано-иракская война возникла в сентябре 1980 г. из-за территориального спора двух соседних государств – Ирана и Ирака – о правах на пограничные районы по реке Шатт-Эль-Араб, впадающей в...
  • Штурм звукового барьера
    До 14 октября 1947 года никто не мог сказать, что испытывает человек в кабине самолета, летящего быстрее звука. Десять лет назад ветеран Второй мировой и вьетнамской войн отставной бригадный генера...
  • Как сбили самолет-шпион Локхид U-2 в мае 1960 года
    Подробности 1 мая 1960 г. проводилась очередная разведывательная операция "Оверфлайт" ("Перелет"), завершившаяся в тот же день крахом. Как же происходила драматическая схватк...
  • Н.С. Хрущев — Отец «Кузькиной матери»
    Хрущев был одним из самых экстравагантных вождей Советского Союза. Первым из советских лидеров он начал совершать зарубежные визиты. Его знаменитая речь в ООН, особенно обещание показать недругам СС...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Wrcars.ru
wrcars.ru

Wrcars.ru
wrcars.ru
Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map