Коляда — славянский праздник зимнего солнцеворота

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 5, среднее: 3,80 из 5)

 (отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния – когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) – один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки – период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца – 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы – хранители Пращуров, и пойдёт наш рассказ.

 

С праздником Вас дамы и господа!!!




 

Праздник Коляды (отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния – когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) – один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки – период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца – 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы – хранители Традиции Пращуров, и пойдёт наш рассказ.
В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:
«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»

«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни — колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати»

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе – Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи – для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо – символ набирающего силу Солнца:

«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»

В канун Коляды (вечером 24 стужня декабря) начинается святочное ряжение. Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками, кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поют особые обрядовые песни (колядки), веселят люд потешными представлениями (в коих нередко бывает скрыт глубокий смысл) и собирают подарки . Колядное хождение может продолжаться все две недели святок; в старину окрутники обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование – просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: ряженые являются своего рода «представителями» обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют и их маски («старик», «старуха», «мертвец», «чёрт», «кикимора») и исполняемые ими обрядовые песни. К примеру, в некоторых белорусских колядках колядовщики прямо заявляют, что их «прислали Деды по блины». «Дедами» же, как известно, называли (и называют) умерших Предков… Есть, правда, и другие группы личин, которые не имеют отношения к Тому Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь», «бык»), инородцев («цыган», «еврей», «арап») и представителей чуждых для деревенских жителей профессий («шерстобит», «коновал», «солдат»). Личины животных, по мнению учёных, связаны с тотемистическими представлениями и культом плодородия, а две последние группы масок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской культуре отсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они изображают существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, где происходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представлениях инородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи. Во-первых – собирают дары для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, по-видимому, приносилась в жертву, а часть – поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с Предками). Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых – обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов – «зерносып»: посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней .

 

Например, такой:
Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Тем же хозяевам, которые скупятся на подарки, колядовщики угрожают и желают разнообразных бед, а вдобавок, нередко ещё и вредят хозяйству: бьют горшки и окна, разрушают забор, уносят и разбивают ворота дома… А ведь, согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!
Зимние святки – время поминовения Пращуров. В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде. Первый поминальный обряд (в канун Коляды) в старину совершался таким образом: после семейной молитвы глава семьи зажигал свечу и прилеплял её к одному из хлебов, лежавших на столе . Затем – уходил во двор, приносил вязанку соломы или сена , застилал им передний угол и прилавок, расстилал чистую скатерть или полотенце и на приготовленное место (в красном углу) ставил зажиночный или обжиночный (то есть, сжатый первым или последним) необмолоченный сноп, называемый «дедом». После этого вся семья опять становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, на которой обязательно присутствовали обрядовые поминальные блюда (блины, кисель, кутья). Ели, как и положено на поминках, в молчании … Вспоминают на зимних святках и о тех умерших, которых некому помянуть – для них выставляют блины в слуховое окно. Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры (для согрева душ мёртвых), зажигают свечи на могилах родичей… Проводы Пращуров обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок .
Особо следует рассказать о ритуальном снопе («деде», «дидухе», «коляднике» и т.п.), который ставится в красном углу. Существуют разные мнения касательно его значения. Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» утверждает, что зажиночный (сжатый первым) сноп является изображением Божества: «Начиная жатву обычно с ячменя или жита, юрьевцы зажинали Первый Сноп и называли его Пращуром, ставя в красном углу под иконами. По Спожинах Сноп этот относили на чердак, где он и оставался, укрытый вышитой скатеркой, до Рождества. В Канун его торжественно вносили в хату, на чистую половину, ставили в углу, под иконами и называли, входя в эту комнату: «Поздоровь, Боже, Пращуре!» В других местах его называли Дедом, Прадедом и Зажинец, Спожинец и т.д., но основное его значение Деда Вселенной остаётся везде, если даже его открыто и не говорят. Всякий раз люди подразумевают, что Первый Сноп — дар Богу или что он — изображение Бога-Отца (…) Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посажённые отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» Из этого видно, что Первый Сноп был как бы изображением, иконой Бога, Деда Вселенной, Сварога» . В «Велесовой Книге» сказано: «Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца» . Согласно другой версии, колядный сноп является вместилищем духа – покровителя урожая: по народным поверьям, дух поля прячется от жнецов в последнем (обжиночном) снопе. Возможно, ритуальный сноп – это символ (и или, опять же, вместилище души) Предка: на это указывает его название («дед») и присутствие на поминальной трапезе в канун праздника. Впрочем, «дух поля» и «дух Предка» – понятия отнюдь не взаимоисключающие … Обе приведённых трактовки снопа (как изображения Божества дара Божеству и вместилища духа символа Предка) также не исключают друг друга: вполне возможно, они просто относятся к разным ритуальным предметам. Дело в том, что в традиционной культуре первые плоды обычно приносились в жертву, а жертва иногда могла изображать Божество, которому она предназначалась . Соответственно, вполне логична интерпретация зажиночного (первого) снопа именно как жертвы Богу (и, в то же время, его изображения). Последний же (обжиночный) сноп, считался местом обитания «духа поля», а потому его значение в обрядовой практике – совершенно иное, нежели у первого… Так или иначе, по истечении определённого времени, «колядник» ритуально сжигали. Делалось это на второй день святок (26 стужня декабря), на третий день или же на Новый Год (1 сеченя января). Палили «деда» до восхода солнца на воротах, на улице перед ними или в саду. В народе верили, что дым от ритуального снопа способствует плодоношению деревьев, защищает их от мороза и вредителей. Через Огонь прыгали, чтобы быть здоровыми в новом году, а детей проносили сквозь дым на руках. Зёрна от «колядника» сохраняли и высевали весной; кроме того, по свидетельству Ю.П. Миролюбова: «На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, чтобы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здравы и благополучны. (…) Из выдернутой из него соломинки зажигали огонь на «Зворожины» (…) В «колобрагу», род пива, приготовлявшегося к Рождеству, бросали тоже соломинку из Пращура, и та в ней плавала все время брожения, оставаясь в ней и в самый канун, когда брагу пили. Из зерна Пращура делали снадобье для лечения мокнущего лишая на лице: брали зерно, шли к кузнецу, где тот, разжегши кусок железа, прикладывал его к зерну. Из последнего текла темная, пахнущая горелым, маслянистая и дегтеобразная жидкость. Этой жидкостью мазали лишай и обычно он исчезал. Пращуровым зерном кормили петуха ночью, беря его с насеста и внося в дом под крещенье, на Рождество. Зерно считали, сколько склюет, по числу судили о «чете или «начете», добре и зле» . Нередко в обряде сжигания «деда» сноп заменялся соломой или сеном (также называемых «дедом»), которое в канун Коляды лежало на столе и в доме . В некоторых сёлах жгли один общий костёр из соломы , в нём сжигали личины, использовавшиеся ряжеными , а сами окрутники прыгали через Огонь (для очищения после контакта с Иным Миром). На мой взгляд, наиболее вероятное значение ритуального сожжения «деда» – проводы души Предка-покровителя урожая обратно на Тот Свет. Впрочем, возможна и другая интерпретация – принесение в жертву первого снопа…
Во время зимних святок совершаются и обережные обряды. В старину перед поминальной трапезой в навечерие Коляды глава семейства со свежеиспечённым хлебом, мёдом и маком, а сын (или кто-либо ещё из членов семьи) с горящей свечой трижды посолонь (по часовой стрелке) обходили дом и весь двор. В хлеву скот осыпали диким маком и окуривали дымом волшебных трав, а в порог втыкали топор. Широко известное рисование крестов на дверях (на Крещение) также является одной из разновидностей защитной волшбы; следует отметить, что крест как оберегающий символ (равносторонний крест – знак Огня и Солнца) был известен нашим Предкам задолго до появления христианства… Святки также являются временем прорицания будущего: в славянской Традиции известно множество самых разнообразных видов гаданий – подблюдные , по кутье, по Огню и т.д. и т.п. Некоторые из них (например, подблюдные) являются сугубо святочными и в другое время не устраиваются…
И, наконец, несколько слов об очень важной вещи. Согласно древним верованиям, во время зимних святок границы между Мирами тонки и легко преодолимы. Именно поэтому на святки в наш мир приходят души Пращуров и даже Боги:

«Застилай столы, клади пироги
Застилай столы все тесовые
Клади пироги пшеничные
Придут к тебе гости любые,
Гости любые – сам Господь с неба,
Сам Господь с неба с тремя братьями:
Первый братец – красно Солнышко,
Второй братец – светел Месяц,
Третий братец – дробный дождичек!»

По этой же причине святки – время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами… Зимний Солнцеворот – начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок и завершающегося Водокресом.

  Даже и не подозревают люди, насколько напряжена планета! Все условия, которые государства создают, сравнимы с вулканом. Каждая волна действий насыщается разрушением. Нет таких положений, которые указывали бы на продвижение к спасению. Но чем удушливее, тем скорее может разрешиться великая мировая проблема. Сферы надземные тоже волнуются. Истинно, каждый устремленный в будущее дух может чуять то Нечто, о котором знают лишь Владыки. Именно нужно думать о надвигающихся тучах, которые неминуемо разрушат страны, идущие против Света. Новая заря уже светит на темном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее. Потому нужно задуматься о явлении огненной стихии, ибо кто от Огня, тот восторжествует с Огнем.
   Мир Огненный III, 139

   "Коловорот" — древнеславянский календарь — новый взгляд на систему счета времени, хотя новое — это хорошо забытое старое. Все идеи стары, как мир, но в целом могут быть интересны и полезны сейчас, когда все совестливые и разумные люди обращены к нравственным и экологическим проблемам. Это не только другой способ исчисления, но и попытка возродить, оживить традицию празднования календарных, то есть связанных только с астрономическими событиями, с природными циклами праздников, чтобы тем самым углубить единение человека с природой.
   В наше сложное время стало модным обращаться к старым, экзотическим, языческим обрядам на природе, хочу напомнить, что истинное и полезное участие в праздниках по древнеславянским традициям, требует в наше время знания о Природе и человеке, знания высоконравственных норм и принципов человеческого общежития, знания национально-славянохристианских традиций и что сами истинные славяне отвергали исказивших знания предков и называли их "иноязычники" — язычники.
   Систему "Коловорота" можно рассматривать как некую астрономическую, математическую модель с логической чередой праздников, обрядов в честь светил и созвездий. Многие природы совпадают с христианскими, наверное, потому, что все истинное неразделимо и славянорусы смогли эту ценность сохранить. Традиционные календарные : Колядование, Масленица, Купала отмечают сейчас те люди, которым небезразличны заветы наших предков, которые уберегли в себе радость, веру, путь познания и не отвергают все хорошее, накопленное Праотцами.
   Годом "Коловорота" считается время от одного солнцеворота до следующего. Год разбит на дни, седмицы, четверики, кварталы. Каждый период и каждый день в календаре живой, как сама Природа, имеет свое имя, приметы и традиции. Человек, вписавшийся в гармоничный круг года (в его законы), приобретает здоровье, светлый разум, силу телесную и творческую.
   В году четыре квартала — четыре седмицы от коловорота (364 дня: 4 периода — 91 день — одна седмица). Первая — Пробуждение, вторая — Зарождение, третья — Созревание, четвертая — Засыпание. Все эти периоды отражаются на духовном, телесном здоровье человека и на его жизнедеятельности.
   Главные праздники Коловорота приходятся на Солнцестояния и Равноденствия — это вершины или макушки. В старину, когда люди были ближе к природе и сверяли свою жизнь с небом, эти праздники длились 7-9 дней. Между "макушками" отмечались встречи (сречи), которые больше привязаны к лунному календарю и растянуты по времени: три заклички весны, три предлетья, три Спаса — встречи осени, три зазимья.
   1-я макушка — зимний Солнцеворот, праздник нового года, он же Коляда, зимние Святки Новолетник, дни Рода отмечается с 19 по 27 декабря. Старые Святки со дня Солнцеворота. В христианской традиции — Рождество Христово, Святки, Крещение.
   2-я макушка — весеннее равноденствие, праздник Лели, Масленица, Красная горка. (17 — 25 марта по Григорианскому стилю). В православном календаре это Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлый праздник Пасхи.
   3-я макушка — летний Солнцеворот, праздник Живы, Купала приходится на 18 — 26 июня. В православном календаре — день Иоанна Крестителя, в народном календаре произошло соединение и получило название Ивана Купалы.
   4-я макушка — осеннее равноденствие, праздник Лады, Осенины — 20 — 28 сентября. В православии — Воздвижение Честного креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы.
   Между макушками идут сречи — встречи времен года. Основных среч тоже четыре: Начало весны — Велесова среча (3 — 9 февраля), в православии — Сретение. Начало лета — Ярилина среча, Егорий вешний (5-11 мая), в православии Георгий Победоносец. Начало осени — Перунова среча (1-7 августа), в православии — Спасы: медовый, яблочный и ореховый. Начало зимы — Макошина среча (3-9 ноября), в православии — Покров — первое Зазимье, Параскева Пятница, Зимняя Казанская.
   Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения. Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.
   Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь.
   Праздник состоит из трех частей: зачин, пир, игрища.
   Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную — космическую силу — ЛЮБОВЬ!
   "Но пора нам собираться в Путь далекий, край родимый".
   (Из русской народной песни).
   "Так мы шли и не были нахлебниками, а были славянами — русами, которые Богам славу поют и потому — суть Славяне".
   (Книга Велеса)
   "Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе".
   "Народная память восточных славян — русских, украинцев, белорусов — сохранила элементы архаического мировоззрения в более чистой форме, чем другие ветви славянства. Это можно проследить в народной культуре — в фольклоре, в слове, в одежде в быту, в прикладном творчестве, в мифологии".
Л. Васильченко,
г. Норильск

 

 

 

 

Колядование

 

Статья из «Коловорота-2002»

 

Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает: свету становится больше, день длиннее. приходит Коляда – маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая новый год.

 

Пекут колядки: из постного ржаного (или смешанного ржаного и пшеничного) теста делают небольшие круглые, тонкораскатанные лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

 

после застолья молодежь рядится в маски-хари и с гудошеньем, с прибаутками, с пустым мешком для подарков идёт колядовать. Колядовщики несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями.

 

Эй, хозяйва, отворяй ворота, выходи встречать посланников Коляды – вестников рождения нового мира.

 

Как пошла Коляда, Коляда молода, до Петрова то двора.

 

Уж ты ласточка, ты касаточка, Ты не вей гнезда во чистом поле,

 

Ты завей гнездо у Петра на дворе!

 

Дак дай ему бог полтораста коров.

 

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славят Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

 

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!

 

Дайте сала кусок, чтоб кабан был высок!

 

Вы нас будете дарить – мы Вас будем хвалить

 

А не будете дарить, тогда будем корить.

 

Подавайте, не ломайте, не закусывайте!

 

Не дадите пирога – сведём корову за рога!

 

Хозяева ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами, а в мешок ссыпают сало, печенье, сласти или деньги. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

 

 

Статьи на тему:

  • Как отмечают Новый год в мире
    Как грамотно использовать традиции других народов: после четвертого тоста – прыжки на доске, после седьмого – гонки с яйцами, после десятого гасим свет… Новый год можно назвать самым популярным пра...
  • Почему на Пасху принято дарить яйца?
    Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот о...
  • Как Вы встречаете Новый Год?
    Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейс...
  • История Деда Мороза и Снегурочки
    Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка....
  • Самые необычные праздники
    Журнал Time Magazine представил серию фотографий под названием The World’s Wackiest Holidays, посвященную самым необычным праздникам и фестивалям из разных уголков нашей планеты.   ...
  • 13 августа — Всемирный день левши
    Левша́ — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Антоним к термину «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 10 %, т...
  • Со светлым праздником Пасхи!
     Примите сердечные поздравления со светлым и радостным праздником Святой Пасхи - Христова Воскресения! Желаем Вам доброго здравия, душевного мира, благополучия, светлой пасхальной радости, а та...
  • Дед Мороз VS Санта Клаус
    А наш дед Мороз в пограничных войсках, Наш дед Мороз в пограничных носках, Наш дед Мороз в тулупе и кирзочах, Пьяный как усе!…   Для тех, кто думает, что все знает, или наоборот понятия ...
  • Покровители не влюбленных, но любящих!
    Все мы хотя бы краем уха слышали о Дне святого Валентина, иначе называемом Днем всех влюбленных. Традиция отмечать этот праздник пришла к нам из католического Запада, и мы на удивление быстро ...
  • Общество — Встреча Нового 2011 Года во всем мире
      Благодаря этому выпуску вы сможете узнать, как прошло празднование нового года в разных странах мира: от Нью-Йорка до Бишкека и от Сиднея до Монтевидео, а также узнать немного...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map