Русское оружие — Фронтовой истребитель МиГ29 — прошлое и настоящее

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 В марте минувшего года на самолетах МиГ-29БМ, модернизированных в нашей стране и состоящих на вооружении ВВС и войск ПВО Республики Беларусь, военные летчики Александр Бочкарев, Вячеслав Бровченко, Юрий Ковалев в четырех полетах установили 15 мировых рекордов по времени набора высоты и скорости полета по маршруту.

История МиГ-29 началась более 30 лет назад в конструкторском бюро А.И.Микояна. В начале 1970-х годов научно-исследовательскими институтами Министерства обороны и Министерства авиационной промышленности СССР были проведены исследования, на основании которых сформулировали тактико-технические характеристики (ТТХ) перспективных самолетов и обосновали целесообразность создания истребителей четвертого поколения двух типов – тяжелого и легкого в соотношении примерно 1:3. В соответствии с этой концепцией в ОКБ П.О.Сухого и А.И.Микояна начали разрабатывать Су-27 и МиГ-29.

К проектированию МиГ-29 в ОКБ А.И.Микояна приступили в 1970 году – сразу после передачи МиГ-23 в серийное производство. В процессе работы над проектом рассматривались две аэродинамические компоновки: классическая по типу МиГ-25 и интегральная.

Интегральная компоновка (плавное сопряжение крыла и фюзеляжа) позволяла добиться большей подъемной силы, увеличить эффективность наплывов и внутренние объемы фюзеляжа. В 1972 году вышел приказ МАП, предписывавший использовать интегральную схему с наплывом, новую для того времени. Вариант нового облика МиГ-29 получил индекс «9-11», или МиГ-29А.

В связи с тем что работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения были далеки от завершения, на первом самолете решили установить вооружение и модернизированное оборудование самолета МиГ-23МЛ.

6 сентября 1976 года летчиком Войск ПВО старшим лейтенантом В.Беленко был угнан в Японию самый секретный в то время истребитель-перехватчик МиГ-25П, где его досконально изучили. Многие параметры оборудования и вооружения стали известны вероятному противнику. В связи с этим было принято решение о форсировании работ по созданию совершенно нового оборудования и системы управления вооружением МиГ-29, в которую предлагалось включить многофункциональный радиолокатор, оптико-электронную прицельную систему и систему электронной индикации.

В 1975 году на машиностроительном заводе имени А.И.Микояна совместно с ММЗ «Знамя труда» приступили к постройке нового боевого самолета. 6 октября 1977 года после проверок всех систем и скоростных пробежек шеф-пилот фирмы «МиГ» А.Федотов поднял МиГ-29 в воздух.

Для проведения испытаний построили 14 самолетов, на которых проводились летные проверки оборудования, систем и вооружения. Кроме МиГ-29 привлекались также летающие лаборатории на базе самолетов Ту-124, МиГ-23БК и МиГ-23МЛ, на которых испытывали прицельную систему, систему навигации и управляемое вооружение.

В процессе испытаний были потеряны два самолета: № 903 – в 9-м полете 15 июня 1978 года и № 908 – в 48-м полете 31 октября 1980 года. Летчики-испытатели В.Е.Меницкий и А.В.Федотов катапультировались. Виновником тех аварий являлся двигатель, после возникновения неисправностей он не оставлял летчику шансов на спасение самолета.

 

Начиная с третьей машины переднюю стойку шасси перенесли на 1,5 метра назад – ранее во время взлета и посадки посторонние предметы из-под колес летели в воздухозаборник. На самолете применили новую систему защиты двигателей: во время руления и взлета основные воздухозаборники были закрыты панелями, а поступление воздуха происходило через верхние входы. При достижении скорости 200 км/ч происходит открытие основных воздухозаборников и закрытие верхних каналов. При посадке закрытие основных входов происходит на скорости до 200 км/ч.

Для улучшения летных характеристик самолета на больших углах атаки модернизировали систему управления самолетом, на штанге приемника воздушного давления установили пластину генератора вихрей и увеличили площадь рулей направления. Это позволило увеличить угол атаки до 26о и тем самым улучшить маневренные характеристики машины.

Особенностью нового истребителя стало широкое применение композиционных материалов. Поверхность планера теперь практически на 40% состояла из стекла и углепластика, который имел меньшую массу по сравнению с традиционными материалами и к тому же был радиопрозрачен.

Государственные испытания МиГ-29 проходили с 1979-го по 1983 год с выполнением более 2.000 полетов. Начиная с августа 1983 года самолеты стали поступать в войска.

Первым строевым полком, начавшим перевооружение (если не считать «придворный» полк в подмосковной Кубинке), стал 968-й иап, дислоцировавшийся в г. п. Россь Гродненской области. Выбор полка был не случаен. Во-первых, он находился на западном направлении, во-вторых – эта часть была лидерной по освоению предыдущего поколения фронтового истребителя МиГ-23.

Первые пять МиГ-29 поступили в часть 27 декабря 1983 года. Летом 1984-го первое дежурное звено заступило на охрану воздушных рубежей страны. Этот же полк первым в полном составе произвел боевые пуски по воздушным мишеням на полигоне в Средней Азии. Все 12 мишеней были уничтожены, что явилось своеобразным рекордом.

Новые истребители стали поступать и в другие полки европейской части СССР, заменяя МиГ-21 и МиГ-23.

В 1986 году еще один полк в Белоруссии получил МиГ-29. Им стал 927-й иап (аэродром Осовцы).

Самое большое количество новых боевых машин получила 16-я воздушная армия, которая дислоцировалась в ГДР. До 1989 года перевооружили 8 полков (250 самолетов). Первые МиГ-29 на немецкой земле появились в январе 1986 года в 33-й иап (г. Виттшток). В Южной группе войск (Венгрия) ими перевооружили три полка (11-я гиад). Центральная группа войск в Чехословакии перевооружилась на новый самолет в составе двух полков 131-й смешанной авиадивизии.

После вывода войск из-за границы большая часть полков приземлилась в России, часть – в Украине и два полка в Белоруссии — 5-й гвиап и 778-й иап.

778-й иап в начале 1990-х годов был перебазирован на аэродром Россь. После его расформирования самолеты влились в состав 61-й иаб.

Несмотря на грянувшую тогда перестройку, 25 авиационных полков получили самолеты четвертого поколения, и в конце 1980-х годов МиГ-29 стал основным фронтовым истребителем ВВС СССР.

Всего за период серийного производства (1982 – 1991 гг.) ММЗ «Знамя труда» было выпущено около 1.200 самолетов этого типа.

Летчикам новый истребитель понравился с первых полетов. Прекрасные аэродинамические качества и высокая тяговооруженность позволяют выполнять на нем сложный пилотаж. Вертикальная скорость у земли приблизилась к скорости звука. Система управления вооружением дала возможность уничтожать цели на дальности до 70 км. С помощью нашлемной системы целеуказания управление ракетами с тепловой головкой наведения производится поворотом головы в сторону цели. В отличие от истребителей предыдущих поколений, улучшился обзор из кабины, а сама она стала более просторной, с хорошей эргономикой.

В процессе опытной эксплуатации стали проявляться, впрочем, и «детские болезни» новой боевой машины. Большинство отказов относилось к прицельному и навигационному оборудованию. Немало хлопот доставляли и двигатели – ресурс первых серий достигал всего 5 часов наработки, после чего требовался осмотр лопаток всех ступеней компрессора. К чести конструкторов, подходы к двигателю сделали очень удобными. На снятие и установку двигателя уходило 4 – 5 часов – по сравнению с другими истребителями это является своеобразным рекордом. Например, на МиГ-23 двигатель меняли в течение двух дней.

В 1985 году пришлось отказаться от некоторых элементов, выполненных из композиционных материалов. Это было связано с тем, что технология изготовления элементов достаточно сложная, и малейшее отклонение от нее в процессе производства вело к последующему растрескиванию материала. Самолеты перегоняли на завод-изготовитель, меняли воздушные каналы, капоты двигателей и отклоняемые носки крыла на дюралюминиевые. После доработок самолеты перекрасили в светлый серо-зеленый цвет (первые МиГ-29 имели темный камуфляж).

 

Следом за боевой машиной появился двухместный учебно-боевой вариант истребителя. Эскизный проект «спарки» подготовили в 1979 году. Первый полет МиГ-29УБ выполнил летчик-испытатель А.Г.Фастовец 29 апреля 1981 года.

Учебная версия отличается от базового МиГ-29 дополнительной кабиной инструктора, отсутствием локатора и исключением из состава вооружения ракет с полуактивной головкой наведения. Вместо локатора установили имитационную аппаратуру. Добавили также оборудование, с помощью которого инструктор вводил «отказы» систем самолета. Для улучшения обзора из второй кабины фонарь оборудовали перископом, выпускаемым при посадке и рулении. В 1985 году «спарку» запустили в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении. Его завершили после выпуска более 200 машин в 1991 году.

Для поставок за рубеж были созданы два варианта МиГ-29: А (9-12А) – для стран Варшавского Договора и Б (9-12Б) – для других стран. Серийное производство МиГ-29 варианта А осуществлялось в 1988 – 1991 гг. (такие самолеты поставлялись в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию), а МиГ-29 (вариант Б), выпускаемые с 1986 года, экспортировались в Индию, Ирак, Сирию, Югославию и другие страны. Экспортные самолеты (в зависимости от сроков и страны поставки) могли иметь различные комплектации оборудования и вооружения.

Модификации МиГ-29

Модернизация самолета проходила по двум направлениям: увеличение дальности полета путем увеличения количества топлива на борту, а также установка нового оборудования для увеличения номенклатуры вооружения и применения высокоточного оружия класса «воздух – воздух» и «воздух – земля».

Первой модификацией самолета стал МиГ-29 (9—13). На этом самолете увеличили запас топлива во внутренних баках на 240 литров, доработали топливную систему под установку двух подкрыльевых подвесных баков и установили станцию радиоэлектронного противодействия «Гардения». Для размещения нового оборудования увеличили сечение грота за кабиной летчика. В состав вооружения дополнительно включили контейнеры малых грузов КМГ-У для размещения большого количества бомб и мин калибра 0,5 – 2,5 кг. Бомбовая нагрузка увеличилась до 3.000 кг.

Первый вылет прототипа состоялся 4 мая 1984 года. МиГ-29 (9—13) строился серийно для ВВС Советского Союза в 1986 – 1991 гг. На сегодняшний день эта модификация является основной в военной авиации России, Украины и Беларуси.

МиГ-29СМТ

В 1989 году поднялся в воздух МиГ-29С с модернизированным прицельным комплексом и дополнительным вооружением. Масса боевой нагрузки была увеличена до 4 тонн (предусмотрена подвеска восьми авиабомб калибра 500 кг на четырех подкрыльевых многозамковых балочных держателях). Кроме того, МиГ-29С оснастили доработанной системой автоматического управления, обеспечивающей улучшение характеристик устойчивости и управляемости истребителя на больших углах атаки.

Было выпущено 50 экземпляров, из числа которых в составе ВВС России находятся 16 машин, остальные остались невостребованными. Часть таких самолетов дооборудовали штангами дозаправки топливом в полете. Новая модификация получила индекс МиГ-29СД.

На другой части самолетов установили оборудование с МиГ-29М. Эта модификация стала обозначаться МиГ-29СМ (9—17). Самолет получил возможность полноценно работать по земле управляемым вооружением. А после объединения двух модификаций (СД и СМ) истребитель стал называться МиГ-29СМТ. Главной особенностью этого самолета стал накладной бак, который преобразил внешний облик самолета, при этом запас топлива увеличился на 40%, а дальность полета с полной заправкой составила 3.500 км. С 2004 года этот самолет поставляется на экспорт.

МиГ-29БМ

Модернизацией серийных самолетов занимаются не только в России. В начале нового тысячелетия в Республике Беларусь на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах провели модернизацию четырех МиГ-29 (9—13) с целью значительного повышения их эффективности и боевого потенциала при действиях по воздушным и наземным целям. На самолете доработали штатное и установили дополнительное оборудование для применения высокоточного оружия с телевизионной и лазерной головкой наведения. В процессе доработок модернизировали информационно-управляющее поле кабины, установили комплекс контроля параметров двигателей и систем самолета, повысили точностные характеристики навигационной системы, ввели систему отображения информации на жидкокристаллическом дисплее и систему видеорегистрации полетной информации. Для увеличения дальности полета установили штангу дозаправки топливом в полете.

Первый свой полет МиГ-29БМ (белорусский модернизированный) совершил 3 апреля 2002 года под управлением начальника летных испытаний Барановичского АРЗ полковника А.Бочкарева.

МиГ-29М

После передачи МиГ-29 в серийное производство в ОКБ имени А.И.Микояна начались работы по коренной модернизации самолета, который должен был стать многофункциональным. Для этого требовалось включить в состав вооружения высокоточное управляемое оружие класса «воздух – воздух» и «воздух – земля». В связи с этим в состав оборудования вошли новая оптико-локационная станция с телевизионным каналом и новая радиолокационная станция «Жук», позволяющая производить сопровождение десяти и одновременный обстрел четырех целей. Для отображения информации в кабине установили многофункциональные дисплеи.

Доработкам подвергся и планер. Передняя кромка наплывов стала заостренной, что обеспечивает улучшение управляемости на малых скоростях. Отказались от верхних воздухозаборников: вместо них разместили топливный бак. Защиту двигателей обеспечивает решетка, выпускаемая в воздухозаборнике при посадке. Доработали крыло для возможности подвески 4,5 тонны вооружения. Взлетная масса истребителя достигла 22.000 кг. Для улучшения маневренных характеристик самолет сделали статически неустойчивым, для этого управление заменили на электродистанционное. Установили новые двигатели РД-33К с увеличенной тягой и цифровой системой управления.

Все эти новации воплотились в новом самолете под обозначением МиГ-29М (9—15). После наземных проверок 26 апреля 1986 года летчик-испытатель В.Меницкий выполнил на нем первый полет.

На шести построенных самолетах успешно провели летно-конструкторские испытания, но при отсутствии государственной поддержки самолет оставили в опытном экземпляре.

Планировалось оснастить ВВС СССР более 300 самолетами МиГ-29М. По оценке специалистов, боевой потенциал этого самолета по сравнению с МиГ-29 вырос в 1,5 раза по воздушным целям и в 3,4 раза по наземным.

В ходе программы модернизации МиГ-29М в новом тысячелетии создается новая двухместная боевая модификация. Самолет МиГ-29М2 предназначен для ударов по наземным и морским целям в любую погоду, ведения воздушного боя и перехвата. Первый его полет состоялся 26 сентября 2001 года.

МиГ-29К

Параллельно с проектированием МиГ-29М конструкторы ОКБ «МиГ» разрабатывали и морскую модификацию самолета для вооружения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Кузнецов». Самолет МиГ-29К (9—31) должен был обеспечивать противовоздушную оборону авианосного соединения, подавление самолетов и вертолетов противолодочной обороны, а также ведение воздушной разведки.

Новый самолет разрабатывали на базе МиГ-29М. Особенности его эксплуатации (взлет с трамплина и посадка с большими вертикальными скоростями) потребовали усиления центральной части фюзеляжа и стоек шасси, увеличения площади крыла, установки приспособления для зацепки троса при посадке (тормозного гака), а также оборудования со спутниковой системой навигации, которая взаимодействует и с корабельными станциями. Кроме этого, разработали специальные антикоррозионные покрытия для планера и двигателя. Для уменьшения стояночных габаритов консоли крыла сделали складывающимися с управлением из кабины. Пневматики колес также установили новые – с повышенным зарядным давлением в 20 кгс/м2 (у МиГ-29 – 12 кгс/м2). Модернизировали и топливную систему, установив убираемую штангу дозаправки топливом в полете. Новые двигатели РД-33И имеют чрезвычайный режим взлетной тяги (9.400 кгс) и позволяют выполнять взлет с трамплина (длина взлетной дистанции – 105 метров).

Проектирование самолета шло в течение четырех лет. 23 июня 1988 года летчик-испытатель поднял корабельный МиГ-29К в воздух. К тому времени выйти в море готовился ТАВКР «Тбилиси». После проведения всех испытаний на суше 1 ноября 1989 года самолет МиГ-29К под управлением Т.Аубакирова произвел первую посадку на палубу.

Совершив на двух опытных МиГ-29К более 500 испытательных полетов, “тему” потихоньку закрыли, т. к. на вооружение палубной авиации приняли самолет Су-27К, а новых авианосцев в ближайшее время строить не планировалось.

Но в середине 1990-х годов корабельными МиГ-29К заинтересовалась Индия. Эта страна приобрела в России авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», на котором ранее базировались самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. После проведения модернизации палубы и всего корабля на нем планируется размещение 24 истребителей МиГ-29К.

 

Для ВМС Индии создан многофункциональный корабельный истребитель на базе МиГ-29К, являющейся дальнейшим развитием самолетов МиГ-29М2 и МиГ-29К. Самолет спроектирован в двух вариантах: одноместный МиГ-29К

(9—41) и

двухместный многофункциональный истребитель МиГ-29КУБ (9—47). Причем у одноместного конструкция отличается только отсутствием второго рабочего места (установлен топливный бак), а фонарь кабины и все оборудование – такие же, как у двухместного. В состав вооружения дополнительно введены противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35Э. Общая масса подвешиваемого вооружения составляет 5.500 кг.

Поставку 16 самолетов МиГ-29К в ВМС Индии планируется осуществить с 2007-го по 2009 год. Кроме того, предусматривается поставка еще 30 самолетов до 2015 года.

…На сегодняшний день у «темы № 9» начинается вторая жизнь. В серийное производство скоро будут запущены четыре модификации самолета: МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-29М и МиГ-29М2.

МиГ-29 будет состоять на вооружении многих стран еще как минимум полтора десятилетия.

Подготовил майор
Дмитрий ДЬЯКОВ

Текст: БВГ
Фото: майор Дмитрий Каршакевич и др. авторы

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map