Т-28 младший из Гигантов (ИСТОРИЯ)Т-28 младший из Гигантов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35, был

символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик

знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости,

проходящие в парадном строю по Красной Площади.

  

В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела

Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н. В.

Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка,

предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве

укрепленных оборонительных полос.

    

(прототип Т-28)

Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый

прототип нового танка был выведен на заводские испытания.

    

В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в

шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ.

Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой

для того времени, а для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной

полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему

необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем,

при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и

в силовой установке.

    

В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного

в 1932 году в самостоятельный завод № 174 им К.Е.Ворошилова) программой выпуска

танка T-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено

заводу "Красный путиловец" (с 1934 года — "Кировский завод"). Проектная

документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.

    

Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления

была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в

специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов.

Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года

А.Г.Ефимов.

    

Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный

путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года после

ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.

К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка

первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12 танков, 10 из которых приняли

участие в первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. 11 августа 1933 года

танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.

  

Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41

машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего за это время было

выпущено 503 танка.

  

Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей

компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус,

конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой

кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку.

Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное

отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии,

в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.

  

Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики

танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная

76,2-мм пушка Л-10. Справедливости ради следует отметить, что исправных Л-10 не

хватало и часть танков по-прежнему оснащалась КТ.

  

С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню

танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80

мм, а бортовых и кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего индекс

Т-28э (экранированный), возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были

выпущены танки последней серии, имевшие главные башни конической формы.

  

Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть

высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как

цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин

были одинаковые. Первоначально, танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ

("Кировская танковая" — КТ-28) обр.1927/32 года, в установке которой

использовалась качающаяся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 года.

  

Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня

могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку

корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165°. На танках

последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с

пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.

  

В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего

времени. Состав и расположение вооружения, применительно к идее многобашенной

компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при

независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты

массированным огнем, который мог управляться и корректироваться одним командиром

(чего не скажешь о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру

было физически невозможно).

  

Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя

и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили

из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом

проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации

из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений — усиление амортизаторов ходовых

тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное

совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии — недостатки полностью

устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной

базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы

к приему столь сложных боевых машин и войска.

 

Боевое применение Т-28

Первые 10 танков поступили во 2-й отдельный танковый полк Резерва Главного

Командования (РГК) Ленинградского военного округа. Отдельные танковые части РГК

ведут свое существование с 1924 года. 2-й танковый полк был сформирован в 1929

году. В последующие годы по мере поступления новых танков сформировали еще

четыре танковых полка РГК в Смоленске, Киеве, Харькове и Слуцке. Организация

этих полков претерпела несколько изменений. К концу 1935 года они состояли из

трех батальонов по 30 танков в каждом. На их вооружение поступали средние (Т-28)

и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года танковые полки были развернуты в

отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая танковая бригада на танках Т-28

состояла из трех линейных батальонов, учебного батальона, батальона боевого

обеспечения и других подразделений.

  

К концу 1935 года они состояли из трех батальонов по 30 танков в каждом. На их

вооружение поступали средние (Т-28) и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года

танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая

танковая бригада на танках Т-28 состояла из трех линейных батальонов, учебного

батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений.

  

Организация тяжелых танковых бригад была утверждена Наркомом обороны 12 декабря

1935 года. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года тяжелые танковые бригады

выделили в Резерв Главного Командования. Танковые части и соединения РГК

готовились по специально разработанной программе в соответствии с их общим

предназначением. Их предусматривалось использовать для качественного усиления

стрелковых дивизий и корпусов при прорыве сильно укрепленных позиций противника.

В 1939 году имелись четыре тяжелых танковых бригады. 4-я, 5-я, 10-я и 20-я,

дислоцировавшиеся соответственно в Киевском Особом, Харьковском, Западном Особом

и Ленинградском военных округах. 5-я танковая бригада была смешанного состава,

наряду с Т-28 в ней имелись танки Т-35.

  

Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады

Они отличились во время "освободительного похода" в Западную Украину в сентябре

1939 года. По результатам применения танковых частей, автобронетанковые войска

Красной Армии в ноябре 1939 года, перешли на новую организацию. Танковые бригады

Т-28 теперь должны были быть трехбатальонного состава, по 156 машин (из них 39

БТ). В последующем их намечалось перевооружить танками KB-1. 30 ноября 1939 года

начался советско-финский вооруженный конфликт, в котором принимали участие 10-я

и 20-я тяжелые танковые бригады. За финскую кампанию 20-я танковая бригада им.

С.М.Кирова (командир — комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного

Знамени.

  

В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой

наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его

от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно

высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный танк —

Т-28. Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним

добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они

использовались практически до 1945 года.

  

В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все

башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года. Никуда более танки

Т-28 не поставлялись. Ходят слухи, что в 1935 году два Т-28 были проданы Турции.

Однако документов, подтверждающих этот факт, пока не найдено.

С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года,

автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации

к дивизионной. В это время были расформированы все танковые бригады, в том числе

и тяжелые, а их танкам укомплектовывались вновь создаваемые соединения. Так

например, на 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой

дивизии 4-го мехкорпуса, еще пятью машинами располагала 10-я танковая дивизия

15-го мехкорпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного

округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой

дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в

Прибалтийском Особом и Ленинградского военных округах. Всего же по состоянию на

1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.

  

(Т-35 и Т-28)

15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего

Юго-Западным фронтон нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на

Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой

дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.

Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под

командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка,

раздавил два противотанковых орудия, миномет семь автомашин, расстрелял до сотни

гитлеровцев.

  

Другой пример с уверенностью можно отнести к числу уникальных. В конце июня 1941

года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался советский

танк. Это был Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной

скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи

и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через

весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной

окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за

этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники,

состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она,

включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны.

  

В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 года на

Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 года в битве за Москву. В своей книге

"Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под

Москвой осенью 1941 года 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе

НИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных

огневых точек.

  

К лету 1941 года танк Т-28 считался безнадежно устаревшим. Это безусловно так,

поскольку к тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной

компоновки. Наглядный пример тому — танк Т-34-76. При равной массе и мощности

двигателя, примерно одинаковой огневой мощи и несколько более сильном

бронировании (а по сравнению с Т-28э даже более слабом) "тридцатьчетверка"

оставляла малоподвижному и громоздкому "двадцатьвосьмому" немного шансов на поле

боя. Но это Т-34, который при всех своих недостатках, вне всякого сомнения

являлся скачком вперед в мировом танкостроении.

 

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka

Спасибо, до новых встреч…

http://www.free-time.ru/military/tanks/tanki/t_28.html

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map