Eset server security для ubuntu
www.cddoma.com.ua

Туман над БАМом

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 В минувшие выходные Байкало-Амурская (БАМ) отметила свое 35-летие. По инициативе Российских железных дорог был снаряжен юбилейный поезд, который прошел от Хабаровска до Тынды, столицы БАМа. В 9 вагонах состава ехали первостроители, эксплуатационники магистрали, руководители РЖД, Дальневосточной железной дороги, журналисты.

 

Великая советская стройка была частью крупнейшей государственной программы по освоению недр, развитию и заселению Сибири, Севера и Дальнего Востока. Деньги для этого закладывались в госбюджете СССР. Стройка была объявлена ударной комсомольской. Такое решение принял XVII съезд ВЛКСМ в апреле 1974 года.

И уже в апреле на строительство магистрали отправился первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ во главе с Героем Социалистического Труда Виктором Лакомовым. Отряд был сформирован из комсомольцев, представляющих все советские республики. Молодые люди ехали по зову сердца, движимые энтузиазмом и великой верой в силу труда, идеалы добра, справедливости.

Примером для них были Николай Островский, , . В летописи БАМа читаем: в честь 70-летия Н.Островского строители встали на корчагинскую вахту. В такие дни строители трудились с особым энтузиазмом. Всем хотелось быть похожими на Павку Корчагина, Алексея Стаханова, Ивана Стрельченко. К сожалению, этого не понять нынешним «менеджерам» из поколения пепси…

Некоторые из них с экранов ТВ, на полосах газет берутся оценивать те великие года и великое строительство, ничего практически о них не зная. Задумываются ли над этим ведущие на ТВ, когда выдают в эфир абсурдные, а то и оскорбительные для народа пассажи?

С недоумением слушали ветераны- в день своего юбилея репортаж по НТВ. Ведущий с издевкой в голосе вещал о БАМе как о «великой ошибке экономической», «исторической», которую, конечно же, могла допустить только «плохая» Cоветская власть. Но с комментаторами неожиданно не согласился главный железнодорожник страны В.Якунин. По его словам, «БАМ – такое же достижение, как полет человека в космос. …

Нам еще предстоит освоить огромные мощности магистрали. …Это единственный участок, где на 80% увеличились грузоперевозки». А вот мнение Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН: «…Строительство БАМа надо рассматривать как первый в истории сибирского Севера правильный подход к освоению незаселенных земель: в районе с богатейшими запасами природных ресурсов вначале был создан опорный элемент общерегиональной инфраструктуры – Байкало-Амурская железнодорожная магистраль.

Сделано это было задолго до освоения территории и за счет средств государственного бюджета, как и принято в цивилизованных странах. Магистраль должна была превратиться в мощный фактор развития, который в науке считается ключевым». Но выводы ученых не авторитет для телекомментаторов.

Энтэвэшник из своей студии рассмотрел только бесперспективность БАМа: все оттуда хотят уехать, там нет работы… Да, в последнее время жители бамовских поселков живут трудно и хотели бы пере­ехать в места, где есть работа. Но где их найти в сегодняшней России? Безработица захлестнула все регионы.

А Сибирь, Дальний Восток вообще оказались в эпицентре демографической катастрофы. Кризис, которым наделил нашу страну капитализм, опустошает огромные просторы России. Люди мечутся в поисках заработка, пропитания. И что им могут посоветовать телевизионные словоблуды? Им нечего противопоставить советским достижениям.

За 20 лет в РФ – только беды: войны на Кавказе; падают самолеты; взрываются дома; народ травится алкоголем, наркотиками; процветает криминал; закрываются школы; разорены села, колхозы; земля зарастает бурьяном; 80% семей, имеющих детей, бедствуют… И только 5% невесть как разбогатевших граждан жируют.

А что нам дала 70-летняя советская эпоха? Наша держава победила фашизм, первой вырвалась в космос, освоила целину, построила прекрасные города в тайге, на Дальнем Востоке, создала крупнейший флот, ледоколы и надежные самолеты. Мы успешно изучали Арктику. Мы были самой читающей страной, наши культурные, спортивные достижения восхищали планету. Мы оберегали мир и строили БАМ!

Железнодорожная магистраль протяженностью 4324 километра пролегла через Восточную Сибирь до Тихого океана. Рельсы, «словно струны», прокладывали в условиях вечной мерзлоты, тундры, непроходимой тайги, топких болот, через сейсмоопасные районы. Бамовцы возводили поселки, мосты, прорубали тоннели. Вот данные о БАМе: пересекает три крупнейшие природно-климатические зоны: Среднесибирскую, Байкало-Джугджурскую и Амуро-Сахалинскую, свыше 3500 горных водотоков. Проходит через хребты Кодар, Удокан, Становой. Сложнейшие научно-технические задачи приходилось решать при строительстве тоннелей. Их создано немало: Байкальский перевальный, 6,7 км; Мысовые (№1, №2, №3, №4) вдоль озера Байкал, общей протяженностью 5,1 км; Северомуйский перевальный, 15,3 км и др..

БАМ требовал от строителей высокого профессионализма, выдержки, упорства, героизма. Наиболее отличившимся труженикам присваивали звание Героя Социалистического Труда. Нынешней властью это звание ошельмовано и унижено.

Настроения приехавших в Тынду на юбилей БАМа не могли омрачить телеклеветники. Их лица светились счастьем и верой в то, что они трудились не зря. Не все, конечно, смогли приехать на праздник, но они были на связи со своими товарищами, коллегами, друзьями молодости. Наш читатель и друг Герой Социалистического Труда Феликс Викентьевич Ходаковский (звание он получил в 28 лет в числе первых бамовцев) не смог присоединиться к юбилейному составу. Но поздравил знаменитых бригадиров монтажных бригад, которые вели укладку путей и стыковали, тоже Героев Соцтруда Бондаря Александра Васильевича, Варшавского Валентина Ивановича, а также нынешнего управляющего трестом БАМстроймеханизация (находится в Тынде), которым когда-то руководил сам Ходаковский. Добрые пожелания работникам треста направил Феликс Викентьевич за то, что «они, несмотря ни на что, продолжают трудиться на БАМе, сохранили коллектив, продолжают традиции…»

В годы полного безденежья, 2003–2004 (время путинского правления и высоких нефтедоходов), было ликвидировано старейшее Управление строительством «Ангарскстрой». Но сохранился трест Нижнеангарсктрансстрой с героической биографией. В 1984 году он был награжден за стыковку БАМа орденом Октябрьской Революции. «Я горд за свой БАМ. Горжусь тем, что рельсы, в укладке которых я участвовал, тянутся до Тихого океана, до Советской Гавани и до Северного Ледовитого океана – это в районе Ямбурга. Из прожитых мною 71 года 50 лет отдано транспортному строительству. Мой БАМ жив, он стойкий, как мы, его строители. Он – моя жизнь, моя советская биография», – подчеркивает Ходаковский.

Целесообразность этой стройки, напоминают бамовцы, ученые и специалисты, была просчитана и выверена Госпланом СССР: в районе, где проходит БАМ, залегают большие запасы полезных ископаемых. По экспертным оценкам, потенциал недр в районе БАМа оценивается в сумму до триллиона долларов. Среди них – более 30 месторождений углеводородного сырья, в том числе Ковыктинское газовое, Верхнечонское нефтяное. Большие объемы залежей угля – Апсатское, Читкандинское месторождения. Здесь и Чинейское месторождение титаномагнетитовых руд, Удоканское месторождение меди, месторождения полиметаллов: свинца, цинка, платины… Это ресурсы, без которых невозможно строить высокотехнологичные производства.

Ими как раз и богат район БАМа. Чтобы подойти к разработке этих месторождений, нужны дорога, предприятия по добыче и переработке ископаемых. Магистраль должна была стать основой развития Сибирско-Дальневосточного региона, в чем заключалось важнейшее геополитическое значение магистрали. «Мы строили быстро и качественно», – вспоминает Ф.Ходаковский. Через 6 лет восточный участок БАМа Комсомольск-на-Амуре – Ургал вступил в строй. А сейчас ветку от Нерюнгри до Якутска, это около 800 км, тянут уже почти 10 лет и построили всего только 400 км.
После 1991-го стали распространять слухи о том, что БАМ строили заключенные. Но в комсомольских архивах еще хранятся тысячи заявлений от добровольцев поехать на БАМ. По рассказам бамовцев, считалось честью отправиться на стройку. В комсомольских комитетах отбоя не было от желающих. Отбирали лучших.

И подавляющее большинство ехало не ради длинного рубля. Трудились люди с большой душой. Время так формировало человека. Параллельно БАМу должна была строиться Северо-Сибирская магистраль, чтобы соединить Западную Сибирь, нефтяников Сургута, Уренгоя, Ямбурга с северными территориями Якутии, Чукотского округа, Камчатки. «Если бы не разрушительные реформы, мы бы уже имели более половины Северо-Сибирской магистрали. А там такие богатства! Вся таблица Менделеева залегает. Когда мы теперь доберемся до этих богатств? Уже 20 лет потеряно», – вздыхает Феликс Викентьевич.

И что нам предлагает В.Якунин? Он не против продолжать строительство БАМа. Но ничего, кроме долгосрочных проектов до 2020-го, 2030 года, у него нет.

На БАМ ехали энтузиасты с Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Грузии, Туркмении. Все республики оставили после себя замечательные станции и поселки в таежном краю. Крупнейшую станцию Ургал строила Украина. Станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – таджики, Алонку – молдаване. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Позже поселки превращались в города.

Концентрацией дружбы советских народов стал, по словам бамовца Сергея Георгиевича Левченко (депутат фракции КПРФ от Иркутской области), город Усть-Кут, станция Лена, порт Осетрово – крупнейший речной порт в СССР, и сейчас таковым является, в навигацию перевозит миллионы тонн грузов. В этом городе каждая республика, участвовавшая в его возведении, построила в своем национальном стиле на высочайшем качественном уровне свой микрорайон. «Была соревновательность, у кого будет красивее, качественнее. Теперь этот чудесный город – краса и гордость бамовцев. Таких городов не один. Но некоторые сейчас переживают упадок. Не то коммунальное обслуживание, безработица… И все равно – большинство людей остается в своем любимом городе с верой в наступление обновленного социалистического будущего», – отмечает С.Левченко.

Сейчас к бамовскому региону проявляют большой интерес иностранные инициаторы. Если российское руководство промедлит с инвестициями, если БАМ будет оставаться в застое, то на наши богатейшие земли придут другие люди. Коммунис­ты продолжают настаивать на активном, а не на словах, возврате к БАМу. То, что вспомнили и отметили его 35-летний юбилей, – обнадеживающий фактор. Но это еще не государственная программа. Юрий Дмитриевич Маслюков, председатель думского комитета по промышленности, считает, что БАМ должен стать национальным проектом. В кризис это даст не только работу тысячам граждан, но и новое дыхание всей великой стройке, территории Сибири и Дальнего Востока, остановит отток населения из этих регионов.

Галина ПЛАТОВА.

Комментарий от от Sergo

У советской власти было множество ошибок. Ликвидация голода, безграмотности, безработицы, нищеты, строительство Магнитки, Днепрогэса, Турксиба, первый спутник, первый человек в космосе, луноход, победа в Великой войне, освобождение порабощенных народов, освоение целины, культ труда, науки, знаний. Остается только каяться и посыпать голову пеплом. Благо этого добра на пепелище оставшейся от великой страны достаточно. А если серьезно, кому интересны "мнения" всяких "ведущих" в оккупированной стране? Кого интересуют умствования придворных попов, "историков", "философов? Разве советские люди прислушивались к мнению Геббельса, Гитлера и прочих гауляйтеров? Какая полемика возможна с врагом?

Статьи на тему:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Eset server security для ubuntu
www.cddoma.com.ua

Eset server security для ubuntu
www.cddoma.com.ua
Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map