Туман над БАМом

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 В минувшие выходные Байкало-Амурская (БАМ) отметила свое 35-летие. По инициативе Российских железных дорог был снаряжен юбилейный поезд, который прошел от Хабаровска до Тынды, столицы БАМа. В 9 вагонах состава ехали первостроители, эксплуатационники магистрали, руководители РЖД, Дальневосточной железной дороги, журналисты.

 

Великая советская стройка была частью крупнейшей государственной программы по освоению недр, развитию и заселению Сибири, Севера и Дальнего Востока. Деньги для этого закладывались в госбюджете СССР. Стройка была объявлена ударной комсомольской. Такое решение принял XVII съезд ВЛКСМ в апреле 1974 года.

И уже в апреле на строительство магистрали отправился первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ во главе с Героем Социалистического Труда Виктором Лакомовым. Отряд был сформирован из комсомольцев, представляющих все советские республики. Молодые люди ехали по зову сердца, движимые энтузиазмом и великой верой в силу труда, идеалы добра, справедливости.

Примером для них были Николай Островский, , . В летописи БАМа читаем: в честь 70-летия Н.Островского строители встали на корчагинскую вахту. В такие дни строители трудились с особым энтузиазмом. Всем хотелось быть похожими на Павку Корчагина, Алексея Стаханова, Ивана Стрельченко. К сожалению, этого не понять нынешним «менеджерам» из поколения пепси…

Некоторые из них с экранов ТВ, на полосах газет берутся оценивать те великие года и великое строительство, ничего практически о них не зная. Задумываются ли над этим ведущие на ТВ, когда выдают в эфир абсурдные, а то и оскорбительные для народа пассажи?

С недоумением слушали ветераны- в день своего юбилея репортаж по НТВ. Ведущий с издевкой в голосе вещал о БАМе как о «великой ошибке экономической», «исторической», которую, конечно же, могла допустить только «плохая» Cоветская власть. Но с комментаторами неожиданно не согласился главный железнодорожник страны В.Якунин. По его словам, «БАМ – такое же достижение, как полет человека в космос. …

Нам еще предстоит освоить огромные мощности магистрали. …Это единственный участок, где на 80% увеличились грузоперевозки». А вот мнение Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН: «…Строительство БАМа надо рассматривать как первый в истории сибирского Севера правильный подход к освоению незаселенных земель: в районе с богатейшими запасами природных ресурсов вначале был создан опорный элемент общерегиональной инфраструктуры – Байкало-Амурская железнодорожная магистраль.

Сделано это было задолго до освоения территории и за счет средств государственного бюджета, как и принято в цивилизованных странах. Магистраль должна была превратиться в мощный фактор развития, который в науке считается ключевым». Но выводы ученых не авторитет для телекомментаторов.

Энтэвэшник из своей студии рассмотрел только бесперспективность БАМа: все оттуда хотят уехать, там нет работы… Да, в последнее время жители бамовских поселков живут трудно и хотели бы пере­ехать в места, где есть работа. Но где их найти в сегодняшней России? Безработица захлестнула все регионы.

А Сибирь, Дальний Восток вообще оказались в эпицентре демографической катастрофы. Кризис, которым наделил нашу страну капитализм, опустошает огромные просторы России. Люди мечутся в поисках заработка, пропитания. И что им могут посоветовать телевизионные словоблуды? Им нечего противопоставить советским достижениям.

За 20 лет в РФ – только беды: войны на Кавказе; падают самолеты; взрываются дома; народ травится алкоголем, наркотиками; процветает криминал; закрываются школы; разорены села, колхозы; земля зарастает бурьяном; 80% семей, имеющих детей, бедствуют… И только 5% невесть как разбогатевших граждан жируют.

А что нам дала 70-летняя советская эпоха? Наша держава победила фашизм, первой вырвалась в космос, освоила целину, построила прекрасные города в тайге, на Дальнем Востоке, создала крупнейший флот, ледоколы и надежные самолеты. Мы успешно изучали Арктику. Мы были самой читающей страной, наши культурные, спортивные достижения восхищали планету. Мы оберегали мир и строили БАМ!

Железнодорожная магистраль протяженностью 4324 километра пролегла через Восточную Сибирь до Тихого океана. Рельсы, «словно струны», прокладывали в условиях вечной мерзлоты, тундры, непроходимой тайги, топких болот, через сейсмоопасные районы. Бамовцы возводили поселки, мосты, прорубали тоннели. Вот данные о БАМе: пересекает три крупнейшие природно-климатические зоны: Среднесибирскую, Байкало-Джугджурскую и Амуро-Сахалинскую, свыше 3500 горных водотоков. Проходит через хребты Кодар, Удокан, Становой. Сложнейшие научно-технические задачи приходилось решать при строительстве тоннелей. Их создано немало: Байкальский перевальный, 6,7 км; Мысовые (№1, №2, №3, №4) вдоль озера Байкал, общей протяженностью 5,1 км; Северомуйский перевальный, 15,3 км и др..

БАМ требовал от строителей высокого профессионализма, выдержки, упорства, героизма. Наиболее отличившимся труженикам присваивали звание Героя Социалистического Труда. Нынешней властью это звание ошельмовано и унижено.

Настроения приехавших в Тынду на юбилей БАМа не могли омрачить телеклеветники. Их лица светились счастьем и верой в то, что они трудились не зря. Не все, конечно, смогли приехать на праздник, но они были на связи со своими товарищами, коллегами, друзьями молодости. Наш читатель и друг Герой Социалистического Труда Феликс Викентьевич Ходаковский (звание он получил в 28 лет в числе первых бамовцев) не смог присоединиться к юбилейному составу. Но поздравил знаменитых бригадиров монтажных бригад, которые вели укладку путей и стыковали, тоже Героев Соцтруда Бондаря Александра Васильевича, Варшавского Валентина Ивановича, а также нынешнего управляющего трестом БАМстроймеханизация (находится в Тынде), которым когда-то руководил сам Ходаковский. Добрые пожелания работникам треста направил Феликс Викентьевич за то, что «они, несмотря ни на что, продолжают трудиться на БАМе, сохранили коллектив, продолжают традиции…»

В годы полного безденежья, 2003–2004 (время путинского правления и высоких нефтедоходов), было ликвидировано старейшее Управление строительством «Ангарскстрой». Но сохранился трест Нижнеангарсктрансстрой с героической биографией. В 1984 году он был награжден за стыковку БАМа орденом Октябрьской Революции. «Я горд за свой БАМ. Горжусь тем, что рельсы, в укладке которых я участвовал, тянутся до Тихого океана, до Советской Гавани и до Северного Ледовитого океана – это в районе Ямбурга. Из прожитых мною 71 года 50 лет отдано транспортному строительству. Мой БАМ жив, он стойкий, как мы, его строители. Он – моя жизнь, моя советская биография», – подчеркивает Ходаковский.

Целесообразность этой стройки, напоминают бамовцы, ученые и специалисты, была просчитана и выверена Госпланом СССР: в районе, где проходит БАМ, залегают большие запасы полезных ископаемых. По экспертным оценкам, потенциал недр в районе БАМа оценивается в сумму до триллиона долларов. Среди них – более 30 месторождений углеводородного сырья, в том числе Ковыктинское газовое, Верхнечонское нефтяное. Большие объемы залежей угля – Апсатское, Читкандинское месторождения. Здесь и Чинейское месторождение титаномагнетитовых руд, Удоканское месторождение меди, месторождения полиметаллов: свинца, цинка, платины… Это ресурсы, без которых невозможно строить высокотехнологичные производства.

Ими как раз и богат район БАМа. Чтобы подойти к разработке этих месторождений, нужны дорога, предприятия по добыче и переработке ископаемых. Магистраль должна была стать основой развития Сибирско-Дальневосточного региона, в чем заключалось важнейшее геополитическое значение магистрали. «Мы строили быстро и качественно», – вспоминает Ф.Ходаковский. Через 6 лет восточный участок БАМа Комсомольск-на-Амуре – Ургал вступил в строй. А сейчас ветку от Нерюнгри до Якутска, это около 800 км, тянут уже почти 10 лет и построили всего только 400 км.
После 1991-го стали распространять слухи о том, что БАМ строили заключенные. Но в комсомольских архивах еще хранятся тысячи заявлений от добровольцев поехать на БАМ. По рассказам бамовцев, считалось честью отправиться на стройку. В комсомольских комитетах отбоя не было от желающих. Отбирали лучших.

И подавляющее большинство ехало не ради длинного рубля. Трудились люди с большой душой. Время так формировало человека. Параллельно БАМу должна была строиться Северо-Сибирская магистраль, чтобы соединить Западную Сибирь, нефтяников Сургута, Уренгоя, Ямбурга с северными территориями Якутии, Чукотского округа, Камчатки. «Если бы не разрушительные реформы, мы бы уже имели более половины Северо-Сибирской магистрали. А там такие богатства! Вся таблица Менделеева залегает. Когда мы теперь доберемся до этих богатств? Уже 20 лет потеряно», – вздыхает Феликс Викентьевич.

И что нам предлагает В.Якунин? Он не против продолжать строительство БАМа. Но ничего, кроме долгосрочных проектов до 2020-го, 2030 года, у него нет.

На БАМ ехали энтузиасты с Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Грузии, Туркмении. Все республики оставили после себя замечательные станции и поселки в таежном краю. Крупнейшую станцию Ургал строила Украина. Станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – таджики, Алонку – молдаване. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Позже поселки превращались в города.

Концентрацией дружбы советских народов стал, по словам бамовца Сергея Георгиевича Левченко (депутат фракции КПРФ от Иркутской области), город Усть-Кут, станция Лена, порт Осетрово – крупнейший речной порт в СССР, и сейчас таковым является, в навигацию перевозит миллионы тонн грузов. В этом городе каждая республика, участвовавшая в его возведении, построила в своем национальном стиле на высочайшем качественном уровне свой микрорайон. «Была соревновательность, у кого будет красивее, качественнее. Теперь этот чудесный город – краса и гордость бамовцев. Таких городов не один. Но некоторые сейчас переживают упадок. Не то коммунальное обслуживание, безработица… И все равно – большинство людей остается в своем любимом городе с верой в наступление обновленного социалистического будущего», – отмечает С.Левченко.

Сейчас к бамовскому региону проявляют большой интерес иностранные инициаторы. Если российское руководство промедлит с инвестициями, если БАМ будет оставаться в застое, то на наши богатейшие земли придут другие люди. Коммунис­ты продолжают настаивать на активном, а не на словах, возврате к БАМу. То, что вспомнили и отметили его 35-летний юбилей, – обнадеживающий фактор. Но это еще не государственная программа. Юрий Дмитриевич Маслюков, председатель думского комитета по промышленности, считает, что БАМ должен стать национальным проектом. В кризис это даст не только работу тысячам граждан, но и новое дыхание всей великой стройке, территории Сибири и Дальнего Востока, остановит отток населения из этих регионов.

Галина ПЛАТОВА.

Комментарий от от Sergo

У советской власти было множество ошибок. Ликвидация голода, безграмотности, безработицы, нищеты, строительство Магнитки, Днепрогэса, Турксиба, первый спутник, первый человек в космосе, луноход, победа в Великой войне, освобождение порабощенных народов, освоение целины, культ труда, науки, знаний. Остается только каяться и посыпать голову пеплом. Благо этого добра на пепелище оставшейся от великой страны достаточно. А если серьезно, кому интересны "мнения" всяких "ведущих" в оккупированной стране? Кого интересуют умствования придворных попов, "историков", "философов? Разве советские люди прислушивались к мнению Геббельса, Гитлера и прочих гауляйтеров? Какая полемика возможна с врагом?

Статьи на тему:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map