Обучение грамоте приводит к резкому увеличению мозга

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

480x320_rh5wcmbdhewfjg75tra4e7yddred1agn.jpgПока человек , у него увеличивается объем и серого, и белого вещества мозга. Более того, ученым удалось найти в мозге зону предвидения: она предугадывает слово, в которое мы только начали вчитываться.

 

Уникальное исследование смогли провести ученые из Великобритании, Испании и Колумбии благодаря бывшим колумбийским партизанам. Исследователи выяснили, какие изменения вносит в мозг .

Партизаны — весьма специфическая часть колумбийского народа: они постоянно в состоянии революционной борьбы и очень медленно интегрируются в общество. Многие из них не умеют ни читать, ни писать. Так что благодаря государственной социальной программе осваивают грамоту уже во взрослом возрасте.

 


Говорить и читать – принципиально разные умения

Речь — уникальная способность человека. Она эволюционировала в течение приблизительно 6 млн лет, с того времени как разделились ветви гоминид и шимпанзе. Структуры мозга, связанные с речью, специфичны для человека. Анатомическая основа речевых способностей есть у каждого, даже если он растет в неблагоприятной для развития среде. Иное дело – способность читать. Овладеть чтением невозможно без специального обучения.

Найти области мозга, вовлеченные в процесс обучения чтению, нелегко. Дело в том, что когда ребенок учится читать, он овладевает и массой других навыков — например, умением считать, плавать и другими. А мозг его в это время еще активно развивается. И невозможно отделить одни изменения от других. Поэтому возможность изучить, как обучается чтению взрослый человек, очень ценная.

Грамотность развивает и серое, и белое вещество

Мануэль Каррерас (Manuel Carreiras) из Центра изучения когнитивного мозга и речи Страны Басков (Basque Center on Cognition Brain and Language) и его коллеги работали с 42 испытуемыми из числа бывших колумбийских партизан. 20 из них уже прошли курс обучения чтению на родном испанском языке, а остальные 22 в том же возрасте были еще неграмотными.

Для исследования их мозга ученые применили структурную магнитно-резонансную томографию с высоким разрешением. А затем использовали метод морфометрии (voxel-based morphometry), чтобы измерить объем серого и белого вещества (то есть клеток нервной ткани и проводящих путей соответственно) в некоторых структурах мозга.

Оказалось, что у грамотных партизан по сравнению с неграмотными в нескольких областях коры увеличен объем серого вещества: в обоих полушариях это дорзальные затылочные зоны (связаны с обработкой зрительной информации), в левом полушарии — верхние височные зоны (связаны с обработкой звуков), угловая извилина и задние средние височные зоны (связаны с семантическими процессами).

Очевидно, говорят ученые, эти области, взаимодействуя между собой, обеспечивают распознавание формы букв, перевод букв в соответствующие звуки и придание им значения.

Изменения коснулись и белого вещества мозга. Его толщина у грамотных испытуемых по сравнению с неграмотными увеличена в валике мозолистого тела (это основной пучок проводящих путей, связывающий правое и левое полушария мозга). Более развиты у них оказались и внутриполушарные проводящие пучки левого полушария, связывающие угловую и дорзальную затылочную извилины коры мозга. Это показывает, что обучение чтению облегчает связи полушарий между собой, а внутри ключевого левого полушария – связи зон обработки зрительной, слуховой и семантической информации.

Для чтения важно не просто видеть, а предвидеть

Особенно интересна для ученых оказалась роль угловой извилины. То, что она имеет прямое отношение к обучению чтению, известно уже давно. Теперь же исследователи уточнили ее роль. «Мы считали, что угловая извилина работает как словарь, переводящий буквы в значения, — объясняет профессор Кэти Прайс (Cathy J. Price) из Института неврологии университетского колледжа Лондона (Institute of Neurology, University College London). – Но оказалось, ее роль в том, чтобы предвидеть значение слова, которое мы видим глазами». Она сравнивала извилину с системой набора текстовых сообщений на мобильном телефоне, предвидящей слово, которое мы хотим написать.

Без сомнения, результаты данного исследования принесут пользу для ученых, изучающих дислексию – патологическую неспособность к чтению. Может оказаться, считают ученые, что недостаточное развитие некоторых зон мозга у страдающих дислексией это не причина, а следствие их неумения читать.

http://www.infox.ru

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map