Инновационная стратегия заграничных отпусков чиновников

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

Программы долгосрочного развития страны становятся все более аморфными и безответственными

В 2011 году у российских чиновников может появиться новая льгота – двухлетний заграничный отпуск с сохранением должности и заработка для учебы в иностранных университетах. Такой оригинальный способ расходования бюджетных средств предусматривает написанная в Минэкономразвития (МЭР) «Стратегия инновационного развития РФ до 2020 года». Конкретные выгоды для экономики или общества от заграничных отпусков чиновников в стратегии не разъясняются. Новые дорогостоящие льготы за счет налогоплательщиков, которые часто не могут позволить себе нормального образования даже на родине, часть экспертов посчитали как минимум «странной мерой». Другие экономисты усмотрели в заграничных отпусках признаки реализации президентского курса на оптимизацию численности госаппарата.

 

В наступившем году МЭР активно занялось лоббированием следующего после «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России» (КДР) стратегического документа общегосударственного масштаба. Не отрицая, что КДР требует существенной доработки и корректировки, чиновники при этом успели набросать новые ориентиры экономического развития страны.

МЭР обнародовало проект «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года». Основной вопрос, на который отвечает эта стратегия: как создать в стране пока что недостижимую инновационную экономику? МЭР отвечает: необходимо сформировать инновационного человека – гибкого, адаптирующегося к новым вызовам времени и склонного к постоянному самообразованию гражданина. Также нужно создать в стране инновационное качественное образование; инновационную научную и деловую среду, благоприятную для инновационного бизнеса; инновационное государственное управление.

Примечательно, что у независимых экспертов наибольший интерес вызвал последний пункт. Действительно, именно власть – закосневшая, забронзовевшая, больная коррупцией – пока что является главным тормозом на пути диверсификации экономики, модернизации бюрократического государственного аппарата и его адаптации к современным потребностям главного потребителя госуслуг – гражданина России.

По версии ведомства Эльвиры Набиуллиной, помогут оздоровить госуправление в стране следующие меры. Первая – стимулирование сотрудников госорганов к повышению квалификации. В стране, обещает МЭР, за период до 2020 года будут созданы «возможности для получения госслужащими длительных – до двух лет – отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения очного обучения в магистратуре, по программам второго высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе в зарубежных университетах».

Вторая – обеспечение открытости государственной власти РФ для внешнего мира. Органы власти, ответственные за выработку политики, должны создать к 2012 году полноценные англоязычные версии своих сайтов в сети Интернет. Предполагается перевод на иностранный язык федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в РФ. Наконец, поспособствует открытости российской власти и внедрение такого обязательного требования к чиновникам, которые претендуют занять высокий государственный пост, как свободное владение иностранным языком.

Другими словами, МЭР предлагает превратить российских чиновников в «инновационных людей» за счет бюджетных средств – средств тех налогоплательщиков, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе качественное высшее образование не только за рубежом, но даже и в самой России. Оплачиваемый государством двухлетний учебный заграничный отпуск станет теперь чуть ли не почетной обязанностью каждого чиновника.

МЭР наметило следующие целевые индикаторы реализации новой стратегии. К 2020 году свободно владеть хотя бы одним иностранным языком в России должны 20% чиновников. Ежегодно получать дополнительное образование за рубежом через 10 лет должны будут 3% чиновников (сегодня таковых насчитывается 0,01%). Доля лиц, занимающих высокие руководящие посты и получивших при этом высшее профессиональное образование за рубежом, должна возрасти с сегодняшних 0,5% до 12% к 2020 году.

И, по сути, кроме этих планов по наращиванию численности образованных чиновников, в стратегии нет никаких четких индикаторов и показателей, доказывающих конкретную пользу от полученного чиновниками зарубежного образования для российского общества и бизнеса. В ней есть лишь абстрактные рассуждения, больше подходящие для философского утопического трактата, об инновационном пути России. Привязок же к реальной российской практике госуправления, к влиянию отпусков чиновников на ВВП, на инвестиционный климат, на темпы сокращения коррупционной нагрузки на бизнес в проекте документа не содержится.

При этом, напомним, КДР, написанная около трех лет назад, несмотря на недочеты, все-таки описывала хоть какие-то конкретные стратегические цели. Среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности должен был достичь к 2020 году 20–30 тыс. долл. Доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна была составить не менее 17–20% к 2020 году. Вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП ожидался на уровне 2,5–3 процентных пунктов. Среднемесячная заработная плата планировалась в размере более 2000 долл. к 2020 году.

Но теперь, спустя три года, власть отказалась от такой ответственности за свои планы. Получается, что она не хочет больше брать на себя конкретные, выраженные в количественных показателях и легко проверяемые обязательства по улучшению российской экономики.

Независимые эксперты напомнили: в условиях, когда Россия вынуждена бороться с бюджетным дефицитом, обучение чиновников за границей за государственный счет выглядит как минимум странно. «В стране действительно мало управленцев высшего и среднего уровня с зарубежными дипломами. Но предлагаемая мера вряд ли существенно улучшит качество госуправления», – считает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева. Чтобы обеспечить страну квалифицированными управленцами, нужно улучшать качество преподавания в российских вузах. «Трудоустройство же на госслужбу должно происходить действительно по конкурсу, а не через связи и знакомства, тогда и качество управления в России заметно повысится».

Однако некоторые эксперты считают, что инициатива МЭРа вовсе не так уж экстравагантна. Она вполне укладывается в провозглашенный президентом Дмитрием Медведевым курс на сокращение численности чиновничьего класса в РФ. «Данная стратегия направлена прежде всего на оптимизацию численности работников госслужбы. Ведь без значительного повышения уровня профессионализма служащих эта оптимизация практически невозможна», – говорит руководитель департамента налогового и финансового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Так что, видимо, сэкономленные на уволенных чиновниках деньги пойдут вовсе не на покрытие бюджетной дыры, а на интеллектуальное развитие уцелевших после «чистки» служащих.

В то же время гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк обращает внимание, что, согласно стратегии, речь все-таки не идет о получении дополнительного высшего образования чиновниками исключительно за рубежом. «Такая возможность предусмотрена проектом, но это не обязательная опция». Шустерняк усмотрел ключевую проблему стратегии в ином – в коррупционной составляющей. «Может оказаться, что дорогое образование начнут за государственный счет получать дети чиновников и их родственники. Поэтому нужна абсолютно открытая процедура конкурсного отбора тех чиновников, которые будут получать дополнительное образование за счет бюджета», – резюмирует эксперт.

http://www.ng.ru/economics/2011-01-13/4_vacations.html?insidedoc

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map