Кто добивает машиностроение

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Разговор о техническом перевооружении отраслей машиностроения на парламентских слушаниях, прошедших в Государственной думе, был острым. “Мы действуем как команда партизан на вражеской территории” — так охарактеризовал положение на машиностроительных предприятиях России заместитель генерального директора Хабаровского судостроительного завода В. Васильев.

ИЗ-ЗА БЕЗДЕЙСТВИЯ правительства ситуация в отрасли сложилась критическая, подчеркивали выступавшие. За 15 лет реформ не только ничего не делалось для ее технической модернизации, но и была практически полностью разрушена сама основа технологического перевооружения – станкостроение.

Денег в стране много, но их некуда вкладывать. Разве это нормально? Куда годится, отмечали выступавшие, что с рубля дохода, полученного предприятием, после уплаты всех налогов на кино, вино и развитие производства остается 22 копейки!

Свою лепту в этот процесс внесла и “Единая Россия”, монопольно хозяйничающая в Государственной думе. “Если применять в отрасли принимаемые вами новые законы, – обратился к представителям депутатского большинства В.Васильев, – предприятия просто самоликвидируются”.

А председатель совета директоров российской ассоциации “Станкоинструмент” Н.Паничев охарактеризовал закон “О техническом регулировании” так: “Это петля на шее, которая через 10 лет нас задушит”.

Нет даже намека на техническое перевооружение хоть какого-то предприятия и в федеральных целевых программах. Поэтому нет и спроса на технологическое оборудование. Единственное исключение – куцая программа развития станкостроения Союзного государства России и Белоруссии, да и та не предусматривает строительства ни одного станкостроительного предприятия.

Говорилось на слушаниях и о том, что предстоящее вступление в ВТО окончательно добьет наше машиностроение. Его технологическая база на десятилетия отстала от западных стран. А правила ВТО не разрешают субсидировать промышленность. В итоге мы можем лишиться не только гражданского, но и оборонного машиностроения.

Если мы хотим, чтобы наше машиностроение не погибло, нужно не рваться в ВТО, а решать самые больные проблемы отрасли. Это прежде всего – кредитование, государственные гарантии оплаты поставок, особенно в страны повышенного риска, это льготное налогообложение средств, направляемых на приобретение технологического оборудования, в том числе льготные таможенные тарифы на его закупку за рубежом.

Половина выступавших акцентировала внимание на проблеме острейшего дефицита кадров в отрасли – как рабочих, так и инженерных. Без ее решения отрасль умрёт естественным путем. В современной России выпускники государственных технических вузов в большинстве своем не идут работать по полученной специальности. Не спешат на заводы и выпускники оставшихся еще кое-где профтехучилищ.

Однако выступавшие обошли стороной вопрос уровня зарплаты в отрасли, без повышения которой привлечь молодежь невозможно. Они лишь жаловались на широкое использование в других отраслях “серой” зарплаты да предлагали “силовые” варианты: восстановить обязательное распределение по заводам учащихся еще оставшихся профтехучилищ и студентов государственных вузов, обучающихся на бюджетные деньги.

Усугубляет ситуацию, отмечали выступавшие, дезорганизация отраслевого управления в результате бесчисленных реорганизаций правительства. А регулировать есть что. Сегодня сложился диспаритет цен между добывающими предприятиями и предприятиями, производящими конечную продукцию, с одной стороны, и предприятиями, производящими промежуточную продукцию, в том числе технологическое оборудование, — с другой. Это разрывает жизненный цикл отрасли.

Машиностроение – это политическая категория. Оно определяет уровень суверенитета страны. И то, что правительство направило на парламентские слушания третьестепенного чиновника, свидетельствует о его полном равнодушии к будущему России.

 

Роберт БЫКОВ. Правда,№ 60, 9-14 июня

 

 

Обсудить в форуме

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map