Печальное знание

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 2, среднее: 4,50 из 5)

 Долгое время Советский Союз привычно считался если не самой богатой, то одной из наиболее образованных стран. В 1991 г. ЮНЕСКО ставила советское на 3-е место в мире. К 2007 г. Российская Федерация опустилась в том же рейтинге на 27-е место. Но и такая оценка, быть может, слишком оптимистична.

В последнее десятилетие в отечественном образовании сформировались тревожные тенденции. И дело не в деньгах. Мы тратим на образование 3,8% ВВП — меньше, чем США (5,7%) или Германия (4,6%), но больше, чем Япония (3,6%). И проблема не в нехватке средств, а в избытке претендентов на них. 1 сентября 2009 г. порог вузов перешагнули 7,47 млн студентов, а в середине 90-х их было всего 2,79 млн — в 2,7 раза меньше.

 

На прошлой неделе на первый курс пришли 1,46 млн человек. Но последний звонок в июне прозвенел для 890 000 школьников. Откуда остальные? Тем более что зачисление впервые происходило по результатам ЕГЭ. Видимо, немалая часть — это люди, желающие получить второе высшее образование, т. е. разочаровавшиеся в первом. Значит, система дает сбой. И отнюдь не маленький.

Чтобы найти себя с первого раза, нужны хорошие наставники. Достаточно ли их у российской молодежи? Не очевидно. По данным Росстата, в 2008/09 учебном году наших студентов учили 340 000 профессоров и преподавателей. Американских студентов, которых всего-то вдвое больше, учило 1,72 млн преподавателей. Не слишком ли много у нас обучаемых и не слишком ли мало обучающих?

Доля студентов среди граждан 18-23 лет составляет сейчас в России 64,9%. Впереди только Финляндия, Норвегия и Швеция. В Германии этот показатель — 46,3%, в Сингапуре — 33,7%, в Малайзии — 28,2%, а в Бразилии — всего 16,5% (что не помешало ей выпустить в первом полугодии 2009 г. 116 гражданских самолетов против пяти в России). Если соотносить расходы на образование не только с ВВП, но и с числом «образовываемых», мы отстаем от Германии почти вдвое, а от Малайзии с Бразилией — в 4,5 раза.

Но и это не все. К российским студентам (среди которых 61% девушек и 39% молодых людей против 50:50 в 1991/92 учебном году) предъявляется довольно мало требований. Иначе как объяснить тот факт, что в США из колледжей выпускается всего 42% поступивших, в Великобритании — 59%, а в России — почти 94%?

Чему учатся наши , тоже вопрос не праздный. В 2008 г. 35,7% ВВП России было произведено в промышленности, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, строительстве и сфере ЖКХ. Финансовый сектор и госуправление обеспечили 8,3% ВВП. Но среди студентов лишь 14% будущих инженеров, 3,2% геологов и технологов, 2,9% аграриев. А 45% — это специалисты по общественным наукам, предпринимательству и праву. В США последний показатель составляет 36%, а в Германии — 22,5%. Удастся ли российским студентам найти работу по специальности? Похоже, они на это и не рассчитывают.

В современной России высшее образование стало не только распространенным, но и бессмысленным. В Москве (а что говорить про провинциальные вузы?) в 2007-2008 гг. 10% выпускников (90% из них — девушки) после окончания института вообще не поступали на работу, а еще 24% — устраивались на должности, не требовавшие высшего образования. Менее 50% начинали карьеру по той специальности, по которой они учились. В США все по-другому: специалисты по бизнес-администрированию выходили на профильную работу в 94% случаев, инженеры и технологи — в 86%, аграрии — в 76% (таким же был и средний показатель работы по профилю в первые три года после окончания колледжа).

Современная Россия плодит людей с дипломом в количестве, которое ей не нужно, и в сферах, где в них нет необходимости. В условиях нового вала качество образования не может не снижаться, а значение степеней и званий — девальвироваться. С 1996 по 2006 г., по данным ВАК, число защищенных кандидатских диссертаций в России выросло в 2,6 раза, причем по Центральному федеральному округу — всего на 70%. Зато в Южном федеральном округе — в 9,5 раза. Сегодня там производят больше ученых мужей, чем в Северо-Западном округе, включая Петербург. Комментарии излишни.

Модернизация России не имеет шансов на успех без модернизации образования — и в первую очередь высшего. Нам придется уйти от уникальных для сырьевой экономики масштабов «образованности» и изменить ее структуру в направлении, адекватном задачам индустриального прорыва. Российских вузов должно стать меньше, отбор в них — жестче, а самим им следует вновь стать центрами образования, а не непринужденной социализации.

Владислав Иноземцев, "Ведомости"

Статьи на тему:

  • Реформа образования: по следам Адольфа Гитлера
    По стране ходит анекдот: ФСБ накрыло сеть подпольных кружков. В них изучали физику, химию, математику и другие школьные предметы! И, кажется, что этот анекдот вскоре станет самой настоящей пра...
  • Почему я за платную школу?
    Мои родные и близкие прекрасно знают мою точку зрения. Я за бесплатную медицину и бесплатное образование. И поэтому у них, по началу, вызвало шок мое заявление, что я за платную школу.   ...
  • Инновационный прорыв в образовании
    В Министерстве образования и науки РФ готовят шокирующую реформу школьного образования   Главное в новой реформе – среднее образование переведут на платную основу. Согласн...
  • Граматеи в школе
    Наткнулся в ЖЖ. Я в шоке от современной школы: Пишет Xue Shen Ребенок получил контрольную. Оценку исправили с 5 на 4. Нашли ошибку. Дорогие друзья, как вы думаИтИ, как правильно писать сл...
  • Фурсенко уходит?
    Неужели это произойдет? Хотя, перед выборами нужно было кого-то отдать в жертву наивному избирателю. Фурсенко сделал свое черное дело, теперь может спокойно отдыхать. На итоговом заседании Минобраз...
  • «Единая Россия» настаивает на превращении школы в воспитательное учреждение
    Вместо 20 предметов там оставят 10 и введут обучение патриотизму В наступившем году продолжается еще одна болезненная общественная дискуссия, начатая в 2010-м. Речь о будущем российской средне...
  • В России узаконено платное образование и медицина
    Все страшнее и страшнее… Власть уже ничего не боится. О какой «Россия Вперед!» может идти речь, если образование просто напросто уничтожают.  Государственная...
  • Судьба губернаторов зависит от инета в школах
    Очередной бред. В школах учителей не хватает, школы по стране закрывают, учебники только за деньги и тут, оказывается без выделенного инета школам не будут давать лицензии... мда.... не ту страну на...
  • Как устроена система образования в разных странах мира
    Российская система среднего образования будет коренным образом реформироваться в ближайшие годы. Обсуждение этой реформы — самый популярный сюжет российской повестки дня с конца 2010 года, поп...
  • Стипендия? Взять и отменить!
    Советник Медведева предложил отменить стипендии Дворкович уверен, что деньги студентам нужно зарабатывать, а не получать от государства В области образовательной политики российские власти...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map