Сольются ли Москва и Московская область?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Получится ли у Москвы и Московской области оформить брак по расчету?

Недавно в подмосковном Красногорске прошло заседание объединенной коллегии правительств Москвы и Московской области. Впервые с участием нового столичного мэра Сергея Собянина. Встреча оказалась революционной. После многолетней холодной войны между двумя субъектами Федерации, превратившей ближнее Подмосковье в нечто вроде феодальной чересполосицы, лед наконец-то тронулся. Отныне Москва должна развиваться и расти в полной гармонии с окружающим ее со всех сторон соседним регионом. И хотя о юридическом объединении речи пока не идет, некая форма слияния города и «деревни» возникнуть должна. Посидев на историческом заседании и пообщавшись с экспертами, «Итоги» попытались представить, как можно построить Большую Москву не только на словах, но и на деле.

 

Московский агломерат

В кулуарах дома правительства Московской области только и слышалось: «объединение», «агломерация», «слияние». Три разных термина отражают неопределенность в умах столоначальников. Как же решить проблемы разрастающейся за пределы МКАД, несмотря на административные границы, столицы? Понятно, что без какой-то формы объединения двух субъектов решить транспортные, жилищные или иные проблемы Москвы нереально. Столице попросту не хватает жизненного пространства. Она последняя среди субъектов Федерации по площади и первая — по численности населения.

Эксперты в области градостроительства давно делают ставку на создание агломерации на базе Москвы и части Подмосковья. По сути агломерация — это надрегиональное объединение, создающееся властями соседних субъектов на добровольных началах в целях взаимопомощи и ускорения развития.

«В регионе необходимо преодолеть исторически сложившуюся центростремительную схему, при которой транспортная, социальная и деловая активность происходят в центральных районах мегаполиса, — полагает главный архитектор Московской области Александр Фролов. — Трансформация сложившейся радиальной структуры привела к сегодняшним проблемам. Важно не только усиливать дорожные связи, но и создавать новые точки притяжения труда и социально-культурной жизни».

Удивительно, что публично на высоком уровне об этом заговорили только сейчас. Москва, как черная дыра, давно засасывает всю центральную часть России, не говоря уже о Подмосковье. По оценке известного в градостроении эксперта Веры Глушковой, так называемый первый пригородный пояс (10—15 километров от МКАД) уже де-факто является Москвой. Эта зона совпадает с лесопарковым защитным поясом — районами Подмосковья, непосредственно прилегающими к кольцевой дороге, территория которых еще с 1935 года предназначена для поддержания благоприятной экологической обстановки в столице и создания мест отдыха для горожан. В этот пояс входят такие города, как Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Лобня, Мытищи, Балашиха и т. д. Да что там говорить! Было время — с 1960 по 1962 год, когда пять образованных на этой территории районов официально находились в ведении Моссовета. Но потом границы пересмотрели. И сейчас мы имеем за пределами МКАД московские анклавы подчас размером с целый город, как, например, Зеленоград.

Но на самом деле агломерация, то есть экономическая, социальная и транспортная сфера влияния столицы, простирается на расстояние 50—70 километров от МКАД. Это так называемый второй пригородный пояс. В него входит добрая половина Московской области. Большая часть жителей обоих поясов каждый день ездит на работу в Москву. Мировой опыт показывает, что все эти территории должны быть тесно интегрированы с центральным ядром мегаполиса. Такое сотрудничество, например, в «больших» Нью-Йорке, Париже и Берлине закрепляется на законодательном уровне. А вот у нас такого закона пока что нет.

Дело доходит до абсурда. Москвич, желающий добраться до Зеленограда (административный округ Москвы), должен выехать в область, въехать опять в Москву (район Куркино), потом снова в область и только затем попасть в точку назначения. Дело осложняют и территориальные споры. Взять, например, Шереметьево. Принадлежность земли, на которой стоит непосредственно аэропортовый комплекс, до сих пор точно не определена, а вот поселок Шереметьево, еще глубже вклинившийся в область, принадлежит Москве.

При этом в двух граничащих субъектах приняты никак не увязанные друг с другом генеральные планы и прочие нормы. «Каждый субъект Федерации имеет право на разработку своих СНиПов, — говорит ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников, — вот, например, Москва разрабатывает свои нормы и правила, в Подмосковье они другие. Именно в результате нестыковки получается, что, скажем, внешняя сторона МКАД кишит торговыми центрами, не оснащенными дорожными связями».

Это безобразие и предстоит ликвидировать возрожденной объединенной комиссии. И начать решено с инфраструктурных проблем.

ЗаЦКАДыши

Бодания Бориса Громова и Юрия Лужкова чаще всего происходили вокруг того, кто должен платить за решение транспортных, жилищных и прочих проблем столичного региона — бюджет города или области? А если вместе, то в каких пропорциях? Теперь найдено соломоново решение: раз стороны не могут друг с другом договориться, финансировать инфраструктуру Большой Москвы должен федеральный бюджет. Так появился грандиозный проект закольцевать московскую агломерацию МКАД № 2 на расстоянии 50 километров от столицы, перестроив двухполосное Московское малое кольцо в огромного дорожного монстра — центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД).

«На сегодняшний день земельные отношения, связанные со строительством, определены, — говорит министр транспорта правительства Московской области Петр Кацыв, — есть решения по пяти стартовым пусковым комплексам, из них три находятся в экспертизе, на них готовы проекты. Теперь осталось принять решение на федеральном уровне о выделении средств из бюджета и привлечении инвестиций». Дело за малым: по оценкам экспертов, на строительство магистрали потребуется около 520 миллиардов рублей. Столько в федеральном бюджете нет. Остается надеяться на инвесторов, но они под гарантии одной Московской области, обремененной долгами и фактически допустившей дефолт, в проект вряд ли пойдут. Так что остается уповать на поддержку Москвы. Но почему ее власти должны вкладываться в проекты на территории соседнего субъекта? У чиновников ответа на этот вопрос нет. Между тем строить ЦКАД, безусловно, надо. В частности, для решения проблемы московских пробок. Помочь в этом деле должна также и единая схема доставки товаров в Москву и область, в рамках которой вокруг Москвы появятся крупные современные логистические комплексы. «Все это позволит ограничить въезд в Москву грузового транспорта в дневное время», — считает заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам транспортного развития и дорожного строительства Николай Лямов.

Есть и другие плюсы. Строительство ЦКАД приведет к появлению около 3 миллионов квадратных метров производственных площадей, 2,3 миллиона «квадратов» офисных помещений, 10 миллионов квадратных метров объектов социальной инфраструктуры. Если планы осуществятся, то в Подмосковье возникнет около 200 тысяч новых рабочих мест, которые придутся весьма кстати. И не только ввиду дополнительных налогов в подмосковный бюджет. Значительно сократится число людей, вынужденных ездить на работу в Москву.

Предлагаются и менее масштабные проекты, призванные решить транспортную проблему. Самое заманчивое предложение высказано мэром Сергеем Собяниным, который заявил о необходимости ускорения строительства станций метро в области. Неплохой мыслью является и соединение метро с пригородными поездами РЖД, как это действует на примере RER в Париже. Во французской столице они уходят глубоко под землю и сливаются с метрополитеном. Московские электрички также должны стать быстрее, комфортабельнее и приезжать не в центр города на вокзалы, а в район конечных станций метро. Таким образом, можно перехватить пассажиропоток на подступах к мегаполису. В Москомархитектуре обещают предоставить 10 планов застройки участков для формирования подобных узлов уже к концу 2010 года.

Однако многие эксперты уверены, что попытка создания московской агломерации пока толком не проработана. Вопрос во многом упирается в политику и законодательство.

Кто главный?

Кстати, первый план создания Большой Москвы был разработан еще в 1921—1925 годах в рамках перехода страны к нэпу. Однако Сталину идея пришлась не по душе. Отцу народов больше нравилась относительно компактная, легко контролируемая столица, прописка в которой была мечтой едва ли не каждого советского человека.

Сегодня большой политики в делах московской агломерации тоже хватает. По сути, федеральному центру надо заставить власти двух субъектов Федерации теснейшим образом координировать свои планы и бюджетные расходы и даже передавать друг другу значительные земельные участки. На практике это означает, что в столичной агломерации должна появиться единая власть. А как говорил еще Виктор Степанович Черномырдин: «У нас беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный». Увы, история отношений Москвы и Московской области доказывает верность этой максимы.

Ни один российский город не имеет схожих с Москвой проблем именно потому, что входит в состав единого региона, власти которого могут менять внутренние административные границы, исходя из целесообразности. Единственное, кроме столицы, исключение — Санкт-Петербург, который также является отдельным субъектом Федерации. Однако в его случае территориальный вопрос не стоит столь остро. Питеру повезло. При населении в 4,6 миллиона человек Северная столица имеет площадь 1439 квадратных километров. Для сравнения, Москва с ее почти 12-миллионным населением занимает лишь 1081 квадратный километр. Как так получилось? В Санкт-Петербурге большинство городов-спутников, таких как Пушкин, Павловск, Ломоносов, Кронштадт и прочие, еще в советское время были включены в черту города либо подчинены городскому совету Ленинграда. Теперь все они входят в те или иные районы Санкт-Петербурга. Городу вполне достаточно земли для развития. Сегодня, как считают эксперты, опыт Северной столицы можно было бы применить к столице официальной.

Казалось бы, идеальное решение — объединение Москвы и области в единый субъект. Благо процедура эта в последние годы была обкатана. Однако в коридорах власти идею напрочь отвергают. Причина одна: непосредственно город Москва станет обычным муниципалитетом Большой Москвы, в котором придется избирать мэра — главу местного самоуправления, по закону не входящего в вертикаль государственной власти. Что соответствует и Европейской хартии местного самоуправления, к которой присоединилась Россия.

Потому единственно реальным вариантом решения московских проблем является увеличение территории столицы за счет части Подмосковья. Это, по словам главы Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы Владимира Плигина, тоже требует согласия региональных властей и референдума. Так что единственный способ — это садиться за стол и договариваться. «Проблемы агломераций во всех странах решались исключительно путем переговоров, — говорит член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. — У нас низкая культура общения, и в этом вся беда».

Остается выяснить, насколько договороспособны окажутся новые московские и старые областные власти.

http://www.itogi.ru/russia/2010/48/159221.html

Статьи на тему:

  • Громов пообещал уйти
    Давно пора... Губернатор Московской области Борис Громов пообещал отказаться от продления своих полномочий, которые истекают в мае. Как сообщается на сайте подмосковного правительства, Громов о...
  • Подмосковье может возглавить Борис Грызлов
    В руководстве Московской области в скором времени могут произойти кадровые перестановки. Об этом "Росбалту" сообщил источник, знакомый с ситуацией. По словам источника агентства, в правительство ре...
  • Феодальная Россия
    На нынешней неделе обыватели и заинтересованные граждане с интересом следили за скандалом между Кремлем и московским мэром, за продолжением истории со столкновением на Ленинском проспекте, за перв...
  • Вот за что уважать Громова Б.В.? За его издевательства?
    Борис Громов посоветовал автомобилистам пересесть на вертолеты Губернатор Московской области Борис Громов посоветовал автомобилистам, страдающим от пробок, пересаживаться на личные вертолеты. Об эт...
  • Жириновский предложил объединить Москву и область
    Заместитель председателя Госудумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил объединить Москву и область и присвоить новому образованию статус единого федерального центра, сообщается в среду, 28 окт...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map