ВВС: Военно-воздушные слабости. Что кроется за картинкой авиационных парадов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

  

Верхушка Министерства обороны любит порадовать Верховного главнокомандующего, президента РФ Д.Медведева впечатляющими картинами российской военной мощи. С особым удовольствием для этих целей используются Военно-воздушные силы. Каждое патрулирование стратегических ракетоносцев за пределами РФ вызывает на Западе шум, а у Главковерха чувство гордости. Пилотажные группы «Витязи» да «Стрижи» то и дело закатывают на международных авиавыставках шоу, о которых с восхищением пишут все газеты. Ну а воздушный парад над Красной площадью в День Победы несомненно посрамил критиков, осмеливающихся говорить о почти катастрофическом состоянии российской авиации. Попробуем тем не менее разобраться, что же такое нынешние ВВС: это Военно-воздушные силы или Военно-воздушные слабости.

 

О том, что в ВВС не поступает новая техника (она с заводов полностью уходит в зарубежные армии) не говорит только ленивый. Серийное производство основных типов самолетов для авиации РФ с начала 90-х годов практически прекратилось. Но одновременно сократилось производство запасных частей, узлов и агрегатов для ремонта. Как следствие, исправность самолетного парка ВВС ныне держится на уровне 30–35%. Авиатехника считается исправной при остатке ресурса 5–10 часов и даже меньше. Средствами обеспечения полетов авиаполки оснащены не более чем на 30%. Не хватает ни техники аэродромного обеспечения, ни водителей и механиков, обслуживающих эту технику.

Ремонтом самолетов занимаются авиаремонтные заводы, принадлежащие Министерству обороны. Однако Постановлением правительства РФ от 22.11.2008 года № 875 создано открытое акционерное общество «Оборонсервис». Официальная цель его создания – избавление Минобороны от «непрофильных активов», а также контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на авиаремонтные заводы (АРЗ), и борьба с «нецелевыми расходами», т.е. с коррупцией военных чиновников. В ОАО «Оборонсервис» вошли девять акционерных обществ: «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда» и «Славянка».

Что это означает для ВВС? Все АРЗ теперь попадают под контроль ОАО «Авиаремонт». То есть обслуживание и ремонт авиатехники будут осуществляться коммерческой фирмой, целью которой, естественно, является не повышение боеготовности, а получение прибыли. Ясно, что фирма первым делом повысит стоимость обслуживания и ремонта авиатехники. А коррупция не исчезнет, а скорее всего прорастет в новых, еще более изощренных формах.
Перевооружение наших ВВС на новые самолеты планируется до 2020 года. Но на чем летать до 2020 года? Ведь если не сохранить оставшийся авиапарк хотя бы на 5–7 лет в исправном состоянии (а это невозможно без сохранения ремзаводов), потеряем мат. базу и инженерно-технический состав.

Это о состоянии техники. Теперь о людях, которые должны летать и воевать на этой технике. Конечно, по сравнению с 1990-ми и началом 2000-х годов средний налет на летчика боевой авиации в некоторых частях увеличился до 70–90 часов в год. Но это произошло не только за счет обеспечения топливом, но и за счет сокращения численности летного состава. Из-за унизительно низкого материального обеспечения профессия летчика становится все менее престижной. У молодых лейтенантов нет заинтересованности служить в отдаленных гарнизонах за денежное довольствие, не превышающее 15–20 тыс. рублей.

Между тем «реформы» в ВВС, направленные на сокращение личного состава, основываются на принципе: нет авиационной техники – нет и личного состава. В начале июня начальник Генерального штаба ВС РФ Н.Макаров на встрече с журналистами сказал: «Теперь будем иметь столько летчиков, сколько позволяет численность исправной техники. Тогда мы сможем довести их налет до 200–220 часов в год, как имеют пилоты ВВС ведущих стран…» И далее, по словам генерала Макарова: «получаем 100% частей постоянной готовности вместо 17%, как это было раньше». По этой логике, при оставшемся одном исправном самолете нужен всего один летчик или один экипаж! И можно смело докладывать о 100% боевой готовности ВВС России!

При этом общий уровень боевой подготовки авиачастей остается крайне низким. Отсутствуют сложные виды боевого применения, нет специализированных полигонов. Существующие полигоны оснащены в основном устаревшей контрольно-измерительной аппаратурой. Летчики слабо владеют навыками стрельбы управляемыми ракетами, ибо у них нет для этого необходимой практики. Руководители полетов тоже утрачивают навыки, так как в летную смену зачастую поднимается в воздух не более 3 машин, об управлении полетами в составе полка и говорить не приходится, ибо большая часть самолетов хронически неисправны.

Не обновляется уже много лет разведывательное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы. Во многом из-за этих проблем, а так же из-за неграмотного планирования операции ВВС РФ на Кавказе в августе 2008 года было потеряно (официально) 7 боевых машин. До сих пор не найден командир сбитого Ту-22 М3 подполковник Александр Ковенцов. Двое других членов экипажа погибли, возможно, из-за того, что на катапультных креслах КТ-1 не сработали или вообще не было пиропатронов, которые теперь в дефиците.

Тем не менее главком ВВС Зелин, несмотря на такие тяжелые потери в 5-дневной войне, получил орден Святого Георгия II степени. Кстати, за все время войны в Афганистане и в двух войнах в Чечне не было потеряно ни одного дальнего бомбардировщика Ту-22 М3.

Теперь об оружии. Все конфликты последних лет с участием ВВС США наглядно показали преимущество высокоточного оружия: крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) и корректируемых (управляемых) авиабомб. Между тем за последние 15 лет арсенал боеприпасов российских ВВС практически не изменился в лучшую сторону.

Имеющиеся на вооружении дальней и стратегической авиации крылатые ракеты типа Х-55, Х-55СМ разработки начала 70-х и изготовления в большинстве своем начало 80-х – 90-х годов предназначены для применения только в ядерном варианте и имеют относительно низкую точность попадания. Сроки хранения этих боеприпасов или уже истекли, или на грани продления. Последние разработки КРВБ типа Х-555, Х-90 в обычном снаряжении, имеющие высокую точность попадания, или не производятся в силу развала оборонного комплекса, или изготовлены в единичных образцах и опытных партиях, демонстрируемых руководству страны.

Штатные средства поражения фронтовой авиации (основного самолетного парка ВВС) составляют свободно падающие, управляемые авиабомбы и ракеты, в основном разработанные и произведенные в 70-х, а зачастую и в 60-х годах. Заводы практически прекратили выпуск многих типов боеприпасов, что уже сильно ощущалось даже в ходе операции в Чечне, когда ракеты и бомбы завозились с долговременных баз хранения.

Головное предприятие ФГУП «Базальт» переживает не лучшие времена. 4 мая 2009 года там был смещен генеральный директор В.В.Кореньков. А ведь это головное, многопрофильное и единственное в России научно-производственное предприятие по созданию и внедрению в серийное производство различных видов боеприпасов, в частности неуправляемых авиационных средств поражения для армейской, фронтовой и дальней авиации. Предприятие возглавил бывший генеральный директор Тульского КБ приборостроения – А.Л.Рыбас. Данное назначение, по мнению экспертов, может привести к потере предприятия и научного потенциала на этом направлении, жизненно важном для безопасности страны.

Одновременно под видом «оптимизации» идет смена структуры ВВС. Вместо того чтобы осуществлять регулярный ремонт авиатехники, заменять выработавшие свой ресурс самолеты на новые и иметь, как это было раньше, полнокровную боевую единицу – авиаполк в составе 20–35 самолетов (в зависимости от типов), состоящий из 3 эскадрилий по 6–12 самолетов в каждой, – полк подменяют одной эскадрильей из 12 самолетов. Эскадрильи замыкают на авиационные базы.

А о каких боеготовых эскадрильях можно говорить, если из 16 Ту-160, числящихся по штату в дальней авиации, реально на полеты выходит 2–3 машины? Какая уж тут «воздушная составляющая ядерной триады»?! Летать двумя машинами с дружеским визитом в Венесуэлу или участвовать в парадах – это еще не показатель боеготовности ВВС. Тем более что обеспечить полет в Венесуэлу удалось лишь ценой колоссальных и чрезвычайно дорогостоящих усилий для приведения в божеское состояние хотя бы пары Ту-160.

Таким образом, даже неполный обзор состояния ВВС России вынуждает делать неприятный, но неизбежный вывод – в нынешнем виде они не способны полноценно защищать безопасность России, особенно в условиях колоссального преимущества США и их союзников по НАТО в авиационно-космических средствах нападения. Реформа армии «по-сердюковски» добьет ВВС окончательно.

И. Иванов,
полковник, военный летчик-снайпер.

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=55713

 

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map