50 лет назад спущен на воду атомный ледокол «Ленин»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Атомное ледокольное судно «Ленин» — , спроектированное и построенное для обслуживания Северного морского пути (кратчайшего морского пути между Дальним Востоком и Европейской частью России) и экспедиционного плавания в Арктике. Решение о строительстве судна на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, вышел в первое плавание 15 сентября 1959 года. Над проектом судна работал коллектив ученых во главе с физиком Анатолием Петровичем Александровым. Первым капитаном ледокола был Павел Акимович Пономарев.

 

«Ленин» — гладкопалубное судно длиной 134,0 метра, шириной 27,6 метра, высотой борта 16,1 метра и водоизмещением 16,0 тысяч тонн (без балласта) с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Имеет в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, вырабатывающую пар для четырех главных турбогенераторов. Последние питают постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта (два бортовых и один средний) особо прочной конструкции. Мощность силовой установки — 32,4 мегаватта (44,0 тысячи лошадиных сил). Максимальная скорость на чистой воде — 18,0 узла (33,3 километра в час). Радиационная безопасность личного состава судна и окружающей среды обеспечивается полностью. В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске. Всего за 30 лет работы ледокол прошел 654,4 тысячи морских миль (в том числе во льдах 560,6 тысячи морских миль) и провел через льды 3741 судно.

На момент создания ледокола его многие технические решения были абсолютно новаторскими.

1. Ядерная установка
В центральной части судна — ядерная установка водо-водяного типа, вырабатывающая пар для четырех главных турбогенераторов. Генераторы питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые, в свою очередь, приводили в действие три гребных винта особой прочной конструкции.

2. Экономия топлива
По подсчетам ученых, вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал в сутки 45 граммов ядерного горючего — т.е. столько, сколько умещается в спичечной коробке.

Новое решение энергетической проблемы позволяло атомоходу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для атомохода дальность расстояния — не препятствие.

3. 44 тысячи лошадиных сил
Мощность каждого из трех реакторов почти в 3,5 раза превосходила реактор первой в мире атомной электростанции Академии Наук СССР. Полная мощность силовой установки — 32,4 мегаватта. Это 44 тысячи лошадиных сил.

Максимальная скорость на чистой воде — 18,0 узла (33,3 километра в час).

4. Защита от радиации
Присутствие на корабле ядерной установки не должно было представлять угрозу для окружающей среды и личного состава судна. По этой причине ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали обслуживающий персонал от радиации.

5. Автоматическая работа
Энергетическая установка — комплексно автоматизирована, так же как и вспомогательные механизмы на судне.

6. Корма
Особые обводы для носовой части позволяли ледоколу легче раздвигать ледяные поля в Ледовитом океане, благодаря давлению на лед. В то же время кормовая оконечность была спроектирована таким образом, что проходимость во льдах обеспечивалась при заднем ходе. При этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.

7. Балластная система против ледового плена
В некоторых случаях во льдах застревают борта судна. Проектировщики атомохода "Ленин" предугадали и это: на ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн.

Системы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, ломало и раздвигало лед бортами.

В носу и в корме была установлена такая же система цистерн. Если нос ледокола все-таки застрянет, можно перекачать воду из кормовой цистерны в носовую. В этом случае давление на лед увеличится, и он сломается.

8. 75 километров труб
Это трудно представить, но для атомохода потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Если бы их можно было вытянуть в одну линию, их общая длина составила бы 75 километров.

9. Руль атомохода
Установка тяжелого пера руля оказалась чрезвычайно сложной задачей для строителей. Все из-за сложной конструкция кормовой оконечности атомохода.


Чтобы не рисковать в условиях уже закрытой верхней палубы, строители решили для начала попробовать установить более легкий деревянный макет таких же размеров. После того, как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.

10. Взлетно-посадочная площадка
Атомное ледокольное судно "Ленин" было спроектировано таким образом, что на площади длиной 134 метра и шириной 27,6 метра нашлось место и для взлётно-посадочной площадки для вертолетов ледовой разведки. Находится площадка в кормовой части. http://ratnikjournal.narod.ru/

Статьи на тему:

  • Российские полярники побывали на дне Северного Ледовитого
    Научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" и атомный ледокол "Россия" продолжают движение к Северному полюсу, до которого осталось 460 миль. Об этом сообщил Владимир Стругацк...
  • Под лед, как в космос
    Миссия "Арктика-2007", стартовавшая в начале июля, добилась первых успехов. Российские ученые сумели первыми на северных широтах опуститься в батискафах на глубину, превышающую 1 километр. В...
  • Роснефть и Exxon подпишут стратегическое соглашение
    На секундочку, Exxon принадлежит клану Бушей… Законы Магницкого и запреты усыновления – это цирк для быдла. Между собой элиты куют бабло, а по телевизору рассказывают, что они враги. Самая крупная ...
  • Скорость таяния арктических льдов резко возросла
    В течение прошлых десяти лет скорость таяния льдов составляла около 100 тысяч квадратных километров в год, но с 2006 года в регионе растаяло уже около миллиона квадратных километров льда.Северо-Западн...
  • США помешают России захватить Арктику
    Вашингтон официально заявил о том, что США не позволят России захватить "арктический треугольник" между Северным полюсом, Чукоткой и Кольским полуостровом общей площадью свыше 1,2 млн квадра...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map