600-мм Самоходная мортира «KARL»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 4, среднее: 4,00 из 5)

Среди многих артиллерийских систем особой мощности, разрабатывавшихся в Германии в пред­военные годы для разрушения долговременных обо­ронительных сооружений линии Maginot была 600-мм мортира Gerat «040» фирмы Rheinmetall-Borsig, известная также под названием Karl, присво­енным ей в честь куратора программы создания мор­тиры от Управления вооружений Вермахта Карла Беккера (Karl Becker).

Предварительные исследования по созданию этой артиллерийской системы фирма Rheinmetall-Borsig проводила еще в 1934-1935 годах. На том этапе она имела вид нарезного 600-мм миномета, стрелявше­го снарядами массой 4000 кг на дальность 1000 м. При стрельбе снарядами массой 2000 кг дальность полета снарядов увеличивалась до 2000 м, но и в этом случае оставалась явно недостаточной для при­нятия системы на вооружение.

По этой причине от минометной схемы было ре­шено отказаться и создать обычную 600-мм морти­ру. Учитывая требования Управления вооружений от­носительно обеспечения минимального времени подготовки орудия к стрельбе, мортиру решили уста­новить на самоходном гусеничном шасси.

Первый образец мортиры изготовили в ноябре 1940 года. Он получил название Adam, за ним последовали еще 5 орудий: Eva, Thor, Odin, Loki и Ziu (Adam и Eva были, как известно, библейскими персонажами, а остальным орудиям названия дали в честь богов и де­монов из древнегерманской мифологии). Первые четыре орудия поступили на вооружение 833-го тяжелого артиллерийского дивизиона РГК, имевшего две двухорудийные батареи. Орудия Ziu и Loki числились в 638-м тяжелом артиллерийском дивизионе РГК.

Насколько можно судить по имеющимся данным, существовало еще одно, так называемое резервное орудие, носившее название Fenrir (сын бога Loki). Это орудие использовалось для проведения различных экспериментов на полигоне Hillersleben.

Мортира системы Karl в принципе представляла собой самоходную артиллерийскую установку, со­стоявшую из артиллерийской части и самоходного гусеничного шасси.

Артиллерийская часть была выполнена по схеме с двойным откатом, она включала ствол в люльке с противооткатными устройствами, верхний и нижний станки со своими противооткатными устройствами, а также прицельные приспособления.

Длина 600-мм ствола составляла всего 8,5 кали­бров. Он представлял собой моноблок, в канале ко­торого выполнили 112 нарезов. Вместе с казенником масса ствола составляла 28 330 кг.

Ствол установили в люльке обойменного типа. При выстреле ствол откатывался по направляющим люльки. Энергия отката гасилась четырьмя гидрав­лическими тормозами, а возврат ствола в исходное положение производился двумя накатниками. Люлька со стволом и противооткатными устройствами крепилась на верхнем станке, который при выстреле, в свою очередь, откатывался по направляющим ниж­него станка, смонтированного на гусеничном шасси. Откату верхнего станка противодействовали два тормоза отката, имелся также один накатник.

Наведение орудия в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом нижнего станка относи­тельно гусеничного шасси в секторе ±2,5°. Наведение в более широком секторе требовало поворота всего шасси.

В вертикальной плоскости орудие наводилось в диапазоне углов от 0° до +70°, стрельба велась в диапазоне от +50° до +60°. Все механизмы навод­ки проводились в действие вручную.

Наличие самоходного гусеничного шасси явля­лось особенностью мортиры Karl. С его помощью орудие могло перемещаться на короткие расстояния самостоятельно, при этом наибольшая скорость дви­жения составляла 10 км/час. В носовой части шасси находился двигатель мощностью 580 л.с. На первых четырех шасси устанавливались 12-цилиндровые карбюраторные двигатели MB 503A фирмы Daimler-Benz, а на остальных — дизельные двигатели MB 507С той же фирмы.

В силовой агрегат входила гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми поочередно гид­ротрансформаторами. Двухступенчатый планетар­ный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед выстрелом опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя машины редуктор посредством рычаж­ной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Пе­ревод орудия из походного положения в боевое с опусканием машины на землю производился в те­чение 10 минут.

В качестве основного снаряда к мортире рассма­тривался «тяжелый бетонобойный снаряд» массой 2200 кг. Он содержал 240 кг взрывчатых веществ и при стрельбе четвертым зарядом (из предусмот­ренных таблицами стрельбы 9 переменных зарядов) имел начальную скорость 222 м/сек. Дальность стрельбы этим снарядом составляла 4320 м, он был способен пробить бетонное перекрытие толщиной 3,0-3,5 м или стальную плиту толщиной 0,45 м.

Входивший в боекомплект мортиры «легкий фу­гасный снаряд» имел начальную скорость 279 м/сек и мог поражать цели на дальности до 6580 м. По его образцу в 1940 году был разработан «легкий бетоно­бойный снаряд» с уменьшенной до 1700 кг массой. Он имел начальную скорость 283 м/сек и обеспечи­вал дальность стрельбы 6640 м. Вследствие малой скорости снаряды можно было наблюдать в полете, причем их нередко принимали за минометные мины крупного калибра.

Здесь следует отметить, что живучесть стволов мортир Karl была, мягко говоря, неве­лика — после 35 выстрелов ствол нужно было менять на новый. В ходе боевого использования мортир отмечался также необычайно большой процент неразорвавшихся снарядов.

Расчет мортиры насчитывал 12-18 человек (во­дитель размещался в закрытой бронерубке, осталь­ной расчет размещался открыто). Рабочие места ар­тиллеристов, расположенные на высоте двух метров от земли, снабжались леерным ограждением. Все машины оборудовались радиостанциями. Общая штатная численность личного состава, закреплен­ного за каждой артустановкой, включая экипаж ма­шины для боеприпасов, железнодорожного спецсос­тава, передовых наблюдателей, корректировщиков и связистов составляла 109 солдат и офицеров.

Транспортировка артиллерийской установки Karl осуществлялась несколькими способами. На неболь­шие расстояния она могла перемещаться с использо­ванием собственного гусеничного шасси. Это же шас­си использовалось для грубого наведения орудия и для маневрирования на огневой позиции. На боль­шие расстояния установки перевозились по железной дороге, между двумя пятиосными платформами, снабженными специальными фермами (которые со­единялись с крепежными узлами на передней и зад­ней частях корпуса шасси). Чтобы ходовая часть при транспортировке не задевала за рельсы, опорные катки с помощью гидросистемы «поджимали» к корпусу.

На дальние расстояния мортира должна была транспортироваться на четырехосных платформах (в разобранном виде). Существовала возможность перевозки размонтированного «Карла» и по шоссе: в этом случае его части укладывали на четыре боль­шегрузных трейлера, буксируемых автопоездами из тягачей.

Karl GERAT "040"
Калибр, мм 600
Длинна ствола, калибров 8,5
Наибольший угол возвышения, град +70
Угол склонения, град 0
Угол горизонтального обстрела, град 5
Масса в боевом положении, тонн 124
Масса в походном положении, тонн 124
Масса фугасного снаряда, тонн 2,2
Начальная скорость снаряда, м/сек 222

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka
С
пасибо, до новых встреч..

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map