Этика роботов — можно ли убить одного, чтобы спасти пятерых?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Я хотел рассказать об интересном эксперименте ученых, которые попытались запрограммировать культурные эмпиративы морали человека в память роботов с целью проверить смогут ли они вести себя также как люди при принятии решений. Отмечу, что опыты довольно жестокие, однако, по другому оценить возможности искусственного интеллекта ученым представилось невозможным. Сегодня роботы разрабатываются для того, чтобы существовать автономно, без вмешательства человека. Как сделать так, чтобы полностью автономная машина – могла действовать в соответствии с моралью и этикой человека?

 

Именно этот вопрос положил основание проблемы – “Машинной этики”. Может ли машина быть запрограммирована так, чтобы она могла действовать в соответствии с моралью и этикой? Может ли машина поступать и оценивать свои поступки с точки зрений нравственности?
Знаменитые фундаментальные законы Айзека Азимова (Три закона робототехники WIKI ) предназначаются для того, чтобы наложить этическое поведение на автономные машины. Во многих фильмах можно найти элементы этического поведения роботов, т.е. автономных машин, которые принмают решения, свойственные человеку. Так что же это — «свойственное человеку»?
В журнале “International Journal of Reasoning-based Intelligent Systems” была опубликована работа, которая описывает методы программирования для компьютеров, которые дают возможности машинам совершать поступки, исходя из гипотетических моральных рассуждений.
Работа называется – “Modelling Morality with Prospective Logic“
Авторы работы – Луиз Мониз Перейра (Luis Moniz Pereira Португалия) и Ari Saptawijaya (Индонезия) заявили, что “Этика” больше не является присущим только человеческой природе.
Ученые считают, что они успешно провели эксперименты, которые моделировали сложные моральные дилеммы для роботов.
” (The trolley problem) – такое название они дали дилемме, предлагаемой роботам для решения. И они считают что смогли запрограммировать в соответствии с человеческими моральными и этическими принципами человека.
“Проблема вагонетки” – моделирует типичную моральную дилемму – возможно ли навредить одному или нескольким людям, чтобы спасти жизни других людей.
 

Первый эксперимент.”Свидетель”


 

Вагонетка тянется вверх из туннеля автоматическим тросом. Почти в самом верху, трос обрывается и тележка летит вниз, а на ее пути находятся 5 человек, которые уже никак не успеют убежать, так как она едет слишком быстро. Но есть вариант решения – перевести стрелки и пустить вагонетку на запасной путь. Однако на этом пути находится один человек, который ничего не знает об аварии и также не успеет скрыться. Робот – стоит на стрелке и получив информацию об обрыве троса, должен принять моральное решение – что правильнее сделать в данной ситуации – дать умереть 5 людям, или спасти их и пожертвовать одним на запасном пути.
Допустимо ли, со стороны нравственности – переключить выключатель и дать погибнуть человеку на запасном пути? Авторами были проведены кросс-культурные исследования, в которых людям задавался тот же самый вопрос. Большинство людей во всех культурах соглашалось, с тем, что робот может перевести стрелку и спасти большее количество людей. И, собственно так робот и поступил. Сложность программирования заключалась в логике, которая не просто вычитает количество погибших, но также залезает в глубины морали. Чтобы доказать, что решение не так просто как кажется ученые провели еще один эксперимент.

Второй эксперимент. “Пешеходный мост”

Ситуация та же, что и в вышеописанном случае (обрыв троса), только нет запасного пути. Теперь робот находится на мосту, рядом с ним стоит человек. Прямо под мостом проходит путь, по которому, после обрыва троса, понесется вагонетка. Робот может толкнуть человека на пути перед вагонеткой, тогда она остановиться, или не делать ничего, и тогда вагонетка задавит пятерых людей, которые находятся на путях ниже.
Можно ли пихнуть человека на пути, чтобы спасти остальных с нравственной точки зрения? Снова ученые провели кросс-культурные исследования с этим вопросом и получили результат – НЕТ это не допустимо.
В двух вышеописанных вариантах люди дают различные ответы. Возможно ли научить машину мыслить также? Ученые утверждают, что они добились успеха в программировани компьютерной логики при решении таких сложны моральных проблем. Они добились этого, изучая скрытые правила, которые люди используют при создании своих моральных суждений и затем им удалось смоделировать эти процессы в логических программах.
В итоге можно отметить, что компьютерные модели переноса нравственности все равно используют, человека, как образ и подобие. Таким образом, во многом, от нас самих зависит, какими будут новые, ответственные машины, которые будут выносить те или иные решения на основе заложенных в их программы этических императивов.

 

Статьи на тему:

  • Пока не страшно, но уже неприятно
       Три закона робототехники Айзека Азимова 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. 2. Робот дол...
  • Галерея Техника. Роботы
      Новые фотографии в разделе «Техника» Альбом: Роботы Смотреть фотографии в Галереи-Нечто ...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map