Линкор «Шарнхорст»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 5,00 из 5)

  

Германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» по праву считаются одними из самых зна­менитых боевых кораблей Вто­рой мировой войны. Редко кому из их современников удалось поучаст­вовать в таком количестве операций в прибрежных европей­ских водах, Атлантике и Заполя­рье. Королевский флот Велико­британии, которому сильно досаж­дала эта пара линкоров, не раз устраивал настоящую охоту за «Сэлмоном» и «Галштейном», как называли их английские моряки.

 

"Шарнхорсту" было суждено стать одним из самых известных кораблей второй мировой войны. Заложили на военной верфи Вильгельмсхафена 14 февраля 1934 года, перезакладка как линейного крейсера состоялась 15 июня следующего, а спуск — 3 октября 1936 года. Церемония спуска была очень торжественной, на ней присутствовал сам Адольф Гитлер.

Проведение верфью большого объема ремонтных работ и задержки в поставках некоторого оборудования, например турбогенераторов, сказались на сроках постройки. Укомплектовали новый корабль 7 января 1939 года. Предварительные испытания "Шарнхорста" выявили ряд недостатков в различных системах и оборудовании корабля, в том числе новых котлов, и это потребовало значительных переделок и доводок. Обнаружилась недостаточная высота борта в носу и дифферент на нос.

В августе носовую часть переделали, на корабль добавили самолетный ангар. 2 сентября "Шарнхорст" совершил короткий испытательный пробег, после которого пришлось провести ряд работ с трубками перегревателей котлов. Перейдя вместе с Тнейзенау" на Балтику, он во время учебных стрельб получил повреждения ангара и гидросамолета на средней катапульте (от дульных газов), а также испытывал сложности с центральной турбиной. После 2-недельного ремонта на верфи (тогда же установили радар) "Шарнхорст" вернулся в Северное море. Произведенного в чин контр-адмирала Отто Цилиакса на посту командира корабля сменил капитан цур зее Курт Хоффманн.

Боевое крещение
Корабль был готов к боевым действиям только в октябре, а 21 ноября вместе с Тнейзенау" вышел к проходу Исландия-Фарерские острова. В этой операции из-за восьмибального шторма на "Шарнхорсте" вышли из строя несколько орудийных установок и прожекторов. Во время боя со вспомогательным крейсером "Равалпинди" 23 ноября, "Шарнхорст", огнем которого управлял корветтен-капитан Доминик, выпустил 89 283-мм и 109 150-мм снарядов, но и сам получил попадание 152-мм снаряда в корму. Имелись раненные и небольшие повреждения от осколков.

Используя плохую погоду, немецкие корабли оторвались от высланных в погоню превосходящих сил Флота Метрополии и вернулись в для ремонта боевых и штормовых повреждений. Тогда же на "Шарнхорсте" произвели ремонт котлов.

Англичане не хотели смириться с тем, что безнаказанно упустили немецкие рейдеры и 17 декабря предприняли налет на Вильгельмсхафен. Стоявший там "Шарнхорст" в течение 8 минут вел неэффективную стрельбу своими зенитными автоматами (мешали краны и здания верфи), зато "мессершмиты" сбили 10 "веллингтонов" из 24.

11 января 1940 года "Шарнхорст" перешел в Киль, где соединился с Тнейзенау" для учений и артиллерийской практики, но слишком холодная зима заставила корабли вернуться в главную базу. Преодолевая лед в Кильском канале, "Шарнхорст" вышел в Вильгельмсхафен 5 февраля, на день позже систер-шипа. После безрезультатного выхода в море 18-20 февраля обе главные боевые единицы Кригсмарине полтора месяца простояли на якорях в Вильгельмсхафене. 6 марта разбился один из самолетов "Шарнхорста" и, хотя повреждения удалось исправить, оба летчика погибли.

Операции в Норвегии
7 апреля почти весь несколькими отрядами вышел в море, прикрывая силы вторжения в Норвегию. Как только попытались увеличить ход до 27 узлов, на "Шарнхорсте" вышел из строя паровой клапан, что привело к 15-минутной остановке левого вала. Спустя пару часов немецкую эскадру, направлявшуюся к Нарвику и Тронхейму, атаковали 12 бомбардировщиков "Бленхейм" 107-й эскадрильи королевских ВВС. Идущие строем фронта оба линкора и тяжелый крейсер открыли зенитный огонь из всех стволов.

Шума и дыма было много, что нельзя сказать о попаданиях в самолеты. Те ответили той же монетой — все 40 бомб упали мимо. Еще трём эскадрильям помешали выйти в атаку немецкие истребители прикрытия Bf-110, которым удалось сбить два "веллингтона". К вечеру погода испортилась, разыгрался 8-бальный шторм и пришлось включить радары. Снова немецкие корабли начали страдать от океанской волны, с трудом удерживая 9 узлов. 8 апреля на "Шарнхорсте" вода через воздухозаборник попала в КО №2 и скорость пришлось уменьшить ещё на 2 узла.

В ночь на 9-е вода через вентиляционные шахты проникла в топливные цистерны, сделав непригодными 470 кубометров нефти. Низкая облачность, частый дождь и снежные заряды сильно ограничивали видимость, особенно в западном направлении, откуда и мог появиться неприятель. Корабли Лютьенса находились в 50 милях к западу от южной оконечности Лофотенских островов, курс 310°, скорость 12 узлов. В 04.30 9 апреля радар Тнейзенау" обнаружил цель в 25 км по корме и на кораблях объявили боевую тревогу.

Радары "Шарнхорста" все ещё не давали контакта, но около 05.00 его штурман в зеркале секстана обнаружил вспышку от огня тяжелых орудий, а спустя 5 минут сигнальщики увидели силуэт крупного корабля. В последовавшем бою с линейным крейсером "Ринаун" и эсминцами радар "Шарнхорста" вышел из строя, и он никак не мог нащупать цель. После 05.18 корабль на короткое время оказался под огнем "Ринауна", но частая смена курса позволила избежать попаданий.

К 07.15 германским кораблям удалось оторваться от преследования, но носовая башня "Шарнхорста" вышла из строя из-за тяжелых ударов волн. Вода проникала в башню через отверстия для выброса стреляных гильз, кожухи дальномеров и амбразуры орудий. В цепях электромоторов подачи боезапаса из-за попадания соленой воды произошло короткое замыкание. Когда "Шарнхорст" попытался увеличить ход до самого полного, пришлось остановить правую турбину, из-за чего скорость снизилась до 25 узлов. За весь бой он выпустил 195 283-мм снарядов (почти все бронебойные) и несколько 150-мм. 12 апреля вместе с присоединившимся "Хиппером" линейные крейсера пришли в Вильгельмсхафен.

"Шарнхорсту" надо было серьезно ремонтировать носовую башню и энергетическую установку. Но все надежды его командира о постановке в док похоронил приказ ОКМ (Oberkomando Marine), запрещавший начинать любой ремонт, требующий более 6 часов. 1 мая корабль перешел в Везермюнде, а спустя 9 дней — на Балтику, чтобы в спокойной обстановке пройти курс боевой подготовки, необходимый для 87 вновь прибывших офицеров и старшин. После недели пребывания в районе Готенхафена (Гдыня) "Шарнхорст" отозвали в Киль на долгожданный ремонт. Верфь Дойче Верке запросила на работы 12 суток, но командующий флотом потребовал закончить все к 31 мая. Дело в том, что к этому времени из тяжелых немецких кораблей в строю оставались только "Шарнхорст" и "Гнейзенау" ("Лютцов" чинил торпедное повреждение, "Адмирал Шеер" проходил плановый ремонт), а события в Норвегии требовали присутствия кораблей Кригсмарине у её берегов. Поднапрягшись, верфь уложилась в указанный срок.

Линейный крейсер "Ринаун". 1916 г., мод. 1934-36 гг., 31990 т., 32 уз., 6 381/42, 20 114/45 ун., 8 ТА, борт до 229 мм, барбеты 178 мм, башни до 279 мм.4 июня в сопровождении "Хиппера" и четырех эсминцев оба линейных крейсера вышли в море для действий против судоходства. В описанном выше бою с авианосцем Тлориес" "Шарнхорст" выпустил 212 снарядов. Один из двух сопровождавших авианосец эсминцев — "Акаста" — проскочил слева направо перед самым носом "Шарнхорста" и выпустил залп из четырех торпед. Дистанция была слишком близкой, так что, несмотря на резкий отворот, в 1839 одна торпеда под углом 15 градусов ударила в правый борт у башни "Цезарь" в трех метрах под главным поясом — в самое уязвимое место.

Повреждение оказалось очень серьезным. Боевое отделение и погреба заполнились дымом, прислугу башни пришлось эвакуировать. Командир корабля капитан цур зее Курт Хоффманн отдал приказ на затопление погребов, но после доклада об отсутствии опасности пожара его отменил. Бортовую обшивку, принявшую на себя удар, разрушило на площади 6х14 метров. Но взрыв оказался столь мощным, что большая часть его энергии пришлась на внутреннюю структуру, разорвав противоторпедную переборку и загнув ее верхнюю часть внутрь на 1,7 м. Переборка была повреждена на 10 м, считая от бортовой брони на уровне платформы над коридором гребного вала. Поврежденными оказались две траверзных переборки, батарейная палуба и палуба первой платформы. Чуть менее пострадали шельф под броню и соседние элементы структуры корпуса. Попадание пришлось в место прохода гребного вала через противоторпедную переборку, где ее эластичность была недостаточной из-за дополнительных подкреплений. Сказалось и недостаточно надежное соединение переборки с броневой палубой, что не позволило напряжениям от взрыва распространиться на большую площадь жестких элементов структуры корпуса. Переборка начала эластично выгибаться, но верхнее ее крепление не выдержало, что привело к большим затоплениям внутреннего объема: вода частично заполнила 22 главных водонепроницаемых отсека, а всего 30 отсеков в районе взрыва приняли 2500 т. "Шарнхорст" получил крен на правый борт в 3 градуса и осел кормой на 3 метра. При взрыве погибло 48 членов экипажа.

Большие затопления и повреждения сказались на энергетической установке. Уничтожило часть правого гребного вала, которая проходила через нижние отсеки противоторпедной защиты около башни "Цезарь", а весь коридор его быстро заполнила вода. Там остался один из матросов, и когда другой, пытаясь его спасти, открыл водонепроницаемую дверь, кормовое машинное отделение, дававшее энергию на средний гребной вал, стало затапливаться так быстро, что сохранить его в строю, мгновенно остановив турбины, оказалось невозможным. Кожух одной из турбин, вращавшейся на полной мощности, остыл так быстро, что лопатки ротора врезались в его внутреннюю поверхность. Пришлось перекрыть все паропроводы этого отделения. Корабль остался только с одним работающим левым валом.

На пути в Тронхейм корабль с трудом мог держать 20 узлов. Для предотвращения дальнейших повреждений корпуса стали использовать кранцевые маты, однако это мало что давало и приказ отменили. Оба корабля достигли Тронхейма около полуночи 9 июня. Там на швартовах стояло ремонтное судно "Хуаскаран", экипаж которого приступил к временному ремонту "Шарнхорста". 10 июня самолет-разведчик Берегового Командования Королевских ВВС обнаружил немецкие корабли и на следующий день дюжина бомбардировщиков "Гудзон" ("Хадсон") с высоты 4570 м сбросила 36 227-кг бронебойных бомб по "Шарнхорсту", ни одна из которых не попала. Два самолета немцы сбили. Затем настала очередь британского соединения в составе линкора "Нельсон" и авианосца "Арк Ройял", которые 13 июня находились в 170 милях от Тронхейма. Поднятые в воздух 15 бомбардировщиков "Скуа" были перехвачены германскими истребителями и потеряли восемь машин. Остальные прорвались к цели, но в "Шарнхорст" попала всего одна бомба, которая к тому же не взорвалась, хотя и пробила верхнюю палубу.

Ремонт турбин среднего вала занял 10 суток. Отремонтировать правый вал можно было только в сухом доке, поскольку имелось опасение, что его погнуло и что винт при вращении будет задевать корпус. На пробах 18 июня при скорости свыше 13 узлов наблюдалась такая вибрация, что оставалось надеятся только на два вала и максимальную скорость 24 узла. 20 июня корабль вышел в Германию в сопровождении эскорта. На следующий день соединение у отсир обнаружили самолеты британского Берегового Командования и около 1500 шесть торпедоносцев "Суордфиш" 821-й и 823-й эскадрилий королевского флота вышли в атаку, которую немцы легко отразили зенитным огнем. Английские летчики не имели практики и эта атака крупного корабля была их первой в жизни. Все торпеды пошли практически параллельно курсу кораблей, которым ничего не стоило от них уклониться, сбив при этом два торпедоносца зенитками. Почти тут же 4 "Гудзона" с большой высоты со столь же большой неточностью сбросили 227-кг бомбы. Две машины погибли, две с трудом вернулись на базу, имея тяжелые повреждения. Спустя полтора часа над соединением появилось девять "бофортов", вооруженных 227-кг бронебойными бомбами, но и они были отбиты зенитным огнем и истребителями, потеряв 3 самолета. А последнюю атаку со всё тем же результатом провели ещё шесть "гудзонов". Отражая атаки, "Шарнхорст" выпустил 900 105-мм снарядов и 3600 мелких. К вечеру воздушное прикрытие состояло из 10 "мессершмитов" (Bf-109), 2 "хейнкелей-111", летающей лодки "До-18" и двух бортовых "Арадо-196". Вскоре немцы перехватили британское сообщение, из которого поняли, что в море находятся крупные силы Флота Метрополии, и "Шарнхорст" получил приказ укрыться в порту Ставангер. В этот момент некоторые британские корабли находились всего в 35 милях от него. 22 июня "Шарнхорст" вышел из Ставангера в Киль, где в плавучем доке "С" следующие шесть месяцев проходил ремонт, часто прерываемый налетами британской авиации. 21 ноября корабль вышел в пробное плавание по Балтике, но 19 декабря вернулся в Киль, чтобы в плавучем доке "В" еще четверо суток заканчивать ремонтные работы.


П
осле возвращения в Киль "Гнейзенау" и "Шарнхорст" приступили к подготовке прорыва в северную Атлантику. Операцию, получившую название "Берлин", задержала плохая погода. Только 22 января 1941 года оба корабля вышли в море. Сначала они зашли далеко на север, где дозаправились с танкера "Адриа" ("Шарнхорст" принял 1700 м3), а затем направились к проливу между Исландией и Гренландией. Хотя их и обнаружил крейсер "Найяд", им удалось пройти мимо британских патрулей и выйти на оперативный простор. 8 февраля немцы встретили первый койвой, но присутствие в составе его эскорта линкора "Рамиллиес" заставило их отказаться от атаки.

16 февраля оба корабля дозаправились топливом к югу от Гренландии, а 22 числа обнаружили новый конвой, из состава которого "Шарнхорст" потопил 6000-тонный танкер "Ластрес". Линейные крейсера снова заправились у Азорских островов, а затем направились к мысу Верде Айлендз. 7 марта "Шарнхорст" обнаружил британский линкор "Малайя", а спустя два часа — 12 торговых судов, от атаки которых снова пришлось отказаться. Двумя сутками позже германские корабли после заправки и получения снабжения с судов "Уккермарк" и "Эрмланд" пошли на север. На переходе к месту заправки 9 марта "Шарнхорст" потопил 8000-тонное греческое судно "Маратон" с грузом угля для Александрии.

15 марта обнаружили рассредоточенный конвой и за двое суток потопили 16 судов из его состава ("Шарнхорст" потопил 6). 22 марта оба корабля прибыли в Брест.

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka
С
пасибо, до новых встреч…

Статьи на тему:

  • Крейсер «Аврора». Чем он известен, кроме холостого выстрела в 1917 году?
    В мае этого года одному из старейших в мире кораблей, входящих в состав Военно-морского флота, исполнлось 110 лет. Для боевого корабля возраст не просто весьма почтенный, а уникальный. Широкую извес...
  • Линейный крейсер «Худ»
      После Ютландского сражения 1916 г., в котором погибли три британских линейных крейсера от взрыва боезапаса, проекты новых кораблей были доработаны. "Худ" ("Hood") до...
  • Проект 685 «Комсомолец»
      В мае 1983 года в Северодвинске была спущена на воду опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, впоследствии названная "Комсомолец", была единстве...
  • Последний поход Бисмарка
      18 мая 1941 г. "Бисмарк" (командир - капитан 1 ранга Линдеман) и "Принц Ойген" (командир - капитан 1 ранга Бринкман) вышли из Гдыни. Свой флаг адмирал Лютьенс держал...
  • Линейный корабль «Тирпиц»
      Линейный корабль «Тирпиц». Назван в честь Гросс-адмирала А. фон Тирпица создателя Германского флота Открытого моря в Первую мировую войну. Вступил в строй в 1941г. &nbs...
  • Эсминец «Новик»
      5 октября 1913 года на гранитной набережной Невы было особенно многолюдно. Необычное скопление жителей Петербурга вызвал красавец корабль — эскадренный миноносец “Новик&rdqu...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map