«Москвич-412»: Контроль времени

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 5,00 из 5)

Сейчас трудно поверить, но когда-то отечественные автомобили достойно сражались в престижных международных соревнованиях. О «временах былинных» вместе с .

  

Москвич-412

Настроены приборы и подготовлена легенда, застегнуты шлемы и подтянуты спортивные ремни. Резковато, но сочно рыкнув мотором, оранжевый «Москвич» срывается с места, отбрасывая колесами струйки снега. отщелкивает первые метры спецучастка. Мы несемся от нулевого КВ (контроль времени) лет на сорок в прошлое.



ЛЕГЕНДЫ И «ГОНЩИКИ»

Обтекающая мчащийся автомобиль дорожная пыль, рев доведенного двигателя, украшенный гордыми надписями Moskvitch и кузов. Сколько мальчишек влюбилось в автоспорт и в эту машину после фильма Игоря Масленникова «Гонщики», вышедшего на экраны в 1972-м. Бесхитростная, в общем-то, история мгновенно завоевала молодые сердца, сея при этом вовсе небесполезные истины о честности, порядочности и уважении к соперникам.

Москвич-412

Москвич-412


Кино, конечно, реальность впрямую не копировало. Обложки и развороты зарубежных журналов нашим спортсменам не посвящали. Но на рубеже 1960-1970-х годов марку «Москвич» и имена советских гонщиков знали поклонники автоспорта не только в СССР.


В 1968-м «четыреста двенадцатые» неплохо выступили в марафоне Лондон – Сидней, в 1970-м – в ралли Лондон – Мехико. Финиш во второй-третьей десятке – бесспорно, приличный результат, ведь в Мехико из 96 стартовавших машин финишировало лишь 23. А ведь выступали на почти серийных «Москвичах», заметно проигрывающих большинству конкурентов в мощности. К тому же ведущие зарубежные команды обслуживали целые армии отменно оснащенных механиков, а за боевыми «Москвичами» от Лондона до Мехико шла всего пара техничек, чьи экипажи догоняли спортсменов в темпе, близком к гоночному.

Теперь 412-й кажется очень узким. А ведь когда-то не только гонщики, но даже целые семьи чувствовали себя в нем вполне комфортно.

Теперь 412-й кажется очень тесным. А ведь когда-то не только гонщики, но даже целые семьи чувствовали себя в нем вполне комфортно.

Но наибольших успехов «Москвичи» добились на этапах Кубка Дружбы – эдаком альтернативном чемпионате социалистических стран. Впрочем, некоторые ралли, как, например, «Рейд Польский», одновременно входили в число этапов чемпионата Европы, куда приезжали ведущие раллисты. В 1972-м третье место в абсолютном зачете там заняли С. Брундза и А. Брум, выступавшие на 412-м, что было действительно серьезным достижением. Ну а мальчишкам казалось: еще чуть-чуть – и «москвичи» станут сражаться с западными китами совсем на равных! Все, как известно, кончилось совсем по-другому…

БАРХАТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Мы знакомы с ним почти 30 лет. Именно этот автомобиль с 75-сильным 1,5-литровым мотором (для автопрома СССР второй половины 1960-х – революционная отдача) вывел отечественный спорт на новый уровень и позволил нашим гонщикам претендовать в международных ралли на заметные результаты.

Самодельный руль (мало кому удавалось достать почти такой, но – импортный!), штурманские приборы (спидпилот помогает поддерживать среднюю скорость, показывая отклонения от нее, твинмастер выдает расстояния между ориентирами) и, конечно, легенда – обязательный набор любого раллиста.

Самодельный руль (мало кому удавалось достать почти такой, но – импортный!), штурманские приборы (спидпилот помогает высчитывать среднюю скорость, показывая ее отклонения от норматива, твинмастер выдает расстояния между ориентирами) и, конечно, легенда – обязательный набор любого раллиста.

Даже серийные моторы часто развивали больше заявленных 75 сил. Конструкторы МЗМА (с 1968-го – АЗЛК) намеренно занизили показатель, чтобы избежать проблем с начальственно-проверяющими комиссиями: недобрать заявленную мощность гораздо хуже, чем перебрать.
Помимо хорошей надежности, агрегат, в основе которого лежала передовая конструкция BMW (из песни двигателя слова не выкинешь), отличали широкие возможности форсировки. С двигателей для ралли легко снимали 85–90 л.с., а двухвальные моторы для кольцевых гонок с горизонтальными карбюраторами «Вебер» развивали до 130 сил! На представленном здесь 412-м ижевской сборки мотор практически стандартный, но тянет
машину весело.

Короткий рычаг и переделанный привод позволяли быстрее и точнее переключать передачи.

Короткий рычаг и переделанный привод точнее, что позволяет быстрее переключать передачи.

А вот коробка передач «Москвича» была его слабым местом. Надежностью не отличалась: подводило как качество изготовления, так и конструкция, рассчитанная еще под 50-сильный 408-й мотор. Механизм управления ею также был архаичен – с длинными тягами и вечно разболтанными втулками, он не устраивал даже обычных частников. На этом 412-м, как на большинстве спортивных машин, привод переделан: ходы рычага стали настолько короткими, что поначалу даже водителю, давно знакомому с «Москвичом», переключаться непривычно. Для серьезных соревнований к тому же усиливали подвеску, проваривая рычаги, меняли (а иногда ставили по паре на каждое колесо) амортизаторы.
Конечно, сегодня «Москвич-412» трудно представить не только участником ралли, но и в роли обычной машины. Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем требуют крепкой и одновременно чуткой ноги. Усилие на педали большое, а при резком торможении
машина норовит уйти с траектории. Узенький автомобиль на простеньких подвесках (спереди – двойные треугольные рычаги, сзади – мост на рессорах) в поворотах сильно заваливается, а на скользком покрытии быстро уходит в занос. Правда, выйти из него несложно. Если, конечно, не лениться и очень быстро, а еще лучше – с опережением вращать довольно легкий, но по нынешним меркам совсем уж неинформативный руль.

Штатного тахометра в «Москвиче-412» не было. На самое видное место ставили тот, что удавалось добыть.

Штатного тахометра в «Москвиче-412» не было. На самое видное место ставили тот, что удавалось добыть.

Он с норовом! В отличие от нынешних – рафинированных, напичканных электроникой «умников», 412-й, словно подсмеиваясь над водителем, совсем не собирается решать за него проблемы. Порой наоборот – подтрунивает: норовит поехать задом наперед, оторвать колесо от дороги или выкинуть иной фортель. Но если найти с ним общий язык, понять (и обязательно принять!) логику немного своенравного, но честного характера, можно хоть сейчас на скоростной участок!

ЕГО МАРАФОНЫ

«Москвич-412» не вошел в галерею славы мирового ралли. Туда, где увековечены его былые соперники: «Форд-Эскорт» и «Рено-Гордини», «Лянча-Фульвия» и «Порше-911». Кстати, даже в СССР к середине 1970-х московские и ижевские машины стали сильно теснить более быстрые и современные ВАЗы. Причем борьба шла не только за гоночные кубки, но и за сердца и кошельки обычных частных владельцев. Армия «жигулистов» стремительно росла. Число поклонников «Москвича» напротив, уменьшалось, но оставшиеся защищали достоинства 412-го с настоящим спортивным упорством.

Каркас безопасности стал обязательным элементом спортивного автомобиля для серьезных соревнований уже с конца 1960-х.

Каркас безопасности стал обязательным элементом спортивного автомобиля для серьезных соревнований уже с конца 1960-х.

Наши гонщики не обливались шампанским на финише, их мало кто знал в лицо. Не было у «Москвичей» громких международных побед. Но честная борьба – была! Мастерство и самоотдача гонщиков, умевших в дороге отремонтировать все и вся, а после промежуточного финиша  работавших наравне с механиками, чтобы утром вновь выйти на трассу и сражаться с соперниками, вооруженными куда более сильными машинами, – все это было!
И был «Москвич-412» – неплохой, в общем-то, автомобиль. Он возил сотни тысяч советских семей по делам, на дачу, в отпуск. Эта же машина стала для многих спортсменов боевым другом – соучастником побед и поражений. Ну а тех, кому за руль еще рано по возрасту, он манил мечтой.  Словом, вот он, «Москвич-412»! Год рождения 1972-й (ровесник «Гонщиков» Масленникова). Здоровье отменное. Когда-то это был обычный ижевский автомобиль. Умелые и чуткие руки  превратили его в спортивный – почти точную копию раллийных машин начала 1970-х. Именно на этом автомобиле в ретроралли 2000-х выступал и побеждал Юрий Иванович Лесовский, чемпион и призер чемпионатов СССР, участник международных ралли, в том числе марафонов Лондон – Сидней и Лондон – Мехико.
…Справа и слева от машины летит лес. Весело, абсолютно по-молодому поет мотор. «Москвич», как и 40 лет назад, задорен, упрям и вовсе не собирается сдаваться соперникам – ни старым, ни новым. Он с честью пройдет следующий спецучасток и ни в коем случае не опоздает на очередной контроль времени…

СКОРЫЙ МОСКВА – ИЖЕВСК

Москвич-412

Москвич-412

«Москвич-412» с кузовом модели 408 в Москве стали выпускать в 1967 году, в Ижевске – в 1969-м. Автомобиль оснащали 1,5-литровым мотором мощностью 75 л.с. (часть – с дефорсированным под 76-й бензин 68-сильным двигателем) и четырехступенчатой коробкой передач. В 1970-м дизайн «Москвича-408» и «Москвича-412» (их выпускали параллельно) изменили. В Москве, помимо седанов, делали фургоны (модель 434) и универсалы (модель 427), в Ижевске выпускали «ИЖ-Комби» – первый советский серийный хэтчбек, фургон-«каблук» ИЖ-2715 и пикап 27151, созданный на его базе.
«Москвич-412» – основной игрок в советских ралли и кольцевых гонках конца 1960-х – начала 1970-х. Машины дорабатывали на заводах и в спортивных секциях. В Ижевске мелкосерийно выпустили версию «ИЖ-Ралли»: с усиленной подвеской, облегченным кузовом, увеличенным топливным баком и прочими дополнениями. В Москве модель 412 производили до 1976 года, в Ижевске, модернизируя, – до второй половины 1990-х.

Москвич-412

Редакция благодарит Александра и Кирилла Кирилловых за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала

http://www.zr.ru/a/286156.

Статьи на тему:

  • Сага об АвтоВАЗе
     Статья очень длинная, но очень познавательная Здесь – начало большого рассказа Анатолия Лейриха об «АвтоВАЗе» и госкорпоратизме: «Все ждали чуда, а начались чу...
  • История проекта с(ваз2116)
    Похожий на доброго тролля бородач Анатолий Ермолин — создатель шасси Проекта С. Молодой и улыбчивый Владимир Петунин занимается трансмиссией, серьезный и задумчивый Владимир Золотухин доводит ...
  • КАМАЗ «Ч»
    Федор ЛАПШИН | Фото автора «Вот как-то так», — улыбнулся Чагин, замедлив ход для разворота. Я покивал — чтобы не столько согласиться, сколько поправить чужой шлем, сполз...
  • Письмо Медведеву
    Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Я не питаю иллюзий: Вы вряд ли прочтете этот текст. Не уверен и в том, что выжимка из него войдет в один из обзоров прессы, которые Вы регулярно получаете. Но на...
  • История создания Волги 3111
          Меня всегда интересовал вопрос происхождения этой модели. Она пришла вместе с новым веком и произвела настоящую сенсацию. О ней много писали, тестировали, говорили&...
  • Калина turbo 4wd 197лошадей
      Ещё статья о русском автопроме   На самом "АвтоВАЗе" о данной Kalina рассказывают с придыханием. Еще бы, ведь это одна из самых "навороченных&...
  • Давид против Голиафа( Lada Kalina против Opel Corsa OPC)
    Тест «зажигалок» В-класса мы запланировали давно. Непременным условием было участие… «Лады-Калина»! Вы спросите, разве есть у нее горячая версия, способная составить...
  • Дрифт на 5…на ВАЗ 2105
    Я надеюсь,что после этой статьи кто-нибудь пересмотрит своё отрицатильное отношение к нашему автопрому   Наш ответ всем дрифтовым «скаям» и «сильвиям». Ваз-21...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map