Т-35 Последний ТАНК — ЛИНКОР

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 1,00 из 5)

 Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально…


В одном из таких романов 30-х годов фигурирует, в частности, фантастическая боевая машина, напоминающая скорее многогусеничный крейсер с двумя десятками орудийных башен. Нелепейшее сооружение! Но это лишь для человека из нашего времени. С точки зрения инженера-танкостроителя 30-х годов подобная конструкция — лишь логическое развитие идеи многобашенного тяжелого танка, которая владела умами ведущих специалистов по бронетанковой технике как советских, так и зарубежных.

 

Буквально с первых дней становления бронетанковой промышленности среди конструкторов началось соперничество приверженцев двух основных тенденций: одни делали ставку на однобашенные танки — маневренные, подвижные, легкие и сравнительно слабо вооруженные, а другие — на гигантские машины огромной массы достаточно тихоходные, оснащенные мощной противоснарядной броней, с тремя-пятью башнями и соответствующим количеством артиллерийских и пулеметных стволов.
Любая концепция, доведенная до абсолюта, являет собой своего рода совершенство — разумеется, если принять условия этой концепции. Примером такого “абсолютного” танка можно назвать советский тяжелый пятибашенный танк Т-35, имевший наибольшую массу из всех танков, выпускавшихся в то время в СССР.

 

Тяжелый танк Т-35

 

Танк Т-35 — пятибашенный, с двухъярусным расположением вооружения. В трех башнях находились пушки и пулеметы, в двух — по одному пулемету. Корпус танка сварной и частично клепаный, из броневых листов толщиной 20 и 30 мм. 76,2-мм пушка ПС-3 образца 1927— 1932 годов, представлявшая собой танковый вариант полковой пушки образца 1927 года, устанавливалась в главной башне и имела круговой сектор обстрела. Длина ее ствола — 16,5 калибра, начальная скорость снаряда — 381 м/с. Прицельные приспособления — танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года.

 

Две 45-мм пушки образца 1932 года, обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, размещались в двух башнях, расположенных по диагонали. Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах, а пулеметы — в шаровых установках, отдельно от пушки. Боекомплект: 96 выстрелов к 76-мм пушке, 220 — к 45-мм пушкам и 10 тыс. патронов к пулеметам.

 

В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулеметчик и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа—наводчик и пулеметчик: в пулеметных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой.

 

Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об/мин и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности — порядка 12 км/ч. Топливные баки емкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.

 

Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих колес (задних) со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колесами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.

 

Подвеска — блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъемы крутизной до 36°, рвы шириной до 4 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности. На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети — 12В.

 

Т-35 поступали на вооружение 5-го тяжелого танкового полка резерва ВГК, позднее преобразованного в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Она состояла из трех линейных батальонов и одного учебного. Несколько машин были направлены в учебные заведения танковых войск, один образец поступил на хранение на полигон в Кубинке. В дальнейшем 5-ю бригаду расформировали, и почти все Т-35 вошли в состав 34 танковой дивизии 8 механизированного корпуса Киевского особого военного округа.

 

В некоторых изданиях по отечественной бронетехники встречаются упоминания об участии Т-35 в Зимней войне и даже в сражениях на р. Халхин-Гол. В действительности мы имеем дело с чистейшим вымыслом — вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 несли службу на Украине.
В битвах лета-осени 1941 г. были потеряны все Т-35 8-го механизированного корпуса. Из документов следует, что основная масса танков была оставлена по техническим причинам — из-за поломок трансмиссии, нехватки топлива и т. д.

 

Т-35 оказались совершенно неготовыми к ведению маневренного боя за пределами дорог, и их низкая подвижность, в сочетании с неопытностью экипажей, привела к тяжелым потерям. На боевые потери приходится лишь несколько танков этого типа, которым уже было трудно противостоять германским "панцерам" — сказывалась тонкая броня, плохой обзор и прицелы, низкая скорость и высота танка, превращавшие его в легкую мишень. В отличие от Т-28, с боевой карьерой которого связан ряд ярких, героических эпизодов, Т-35 почти никак не проявил себя.

 

Несколько образцов досталось немцам в практически исправном состоянии, и они испытывались на полигоне под Куммерсдорфом.
Последний раз танки этого типа отметились в начальный период битвы за Москву. Сохранилась уникальная фотография Т-35, занявшего оборонительную позицию вместе с отделением пехоты в зимнем подмосковном лесу. К сожалению, вскоре был утрачен и он.

 

Опыт, полученный при работе над первым отечественным тяжелым танком, способствовал оформлению нового облика боевой машины прорыва, но собственно итог проектирования был далек от совершенства. Конечно, потеря всех Т-35 в роковой 1941 год не может отделяться от поражения всей армии, вызванного неготовностью страны к войне и превосходством врага, но нам жаль танкистов, ушедших в бой на Т-35 и ставших заложниками небоеспособной машины.

 

И все же, не будь в предвоенном СССР работ над тяжелыми танками вообще и их следствия — Т-35, появились ли бы в нашей армии неуязвимые КВ и лучшие во Второй Мировой войне серии ИС.

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka
С
пасибо, до новых встреч…

 

Статьи на тему:

  • Сверхтяжелый танк «МАУС»
    Самый большой танк 2-й Мировой войны - немецкий сверхтяжелый танк Тип 205 носил скромное и неприметное название "Маус" ("мышь"), хотя масса этой "мышки" была равна масс...
  • Тяжёлый танк Mk1 и его «потомки»
      Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Коми...
  • Шедевр в броне — ИС-7
    ИС-7 на фоне Королевского тигра Тяжелый танк ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского тяжелого танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показат...
  • Танк на подводных крыльях
    Уничтожение водных переправ, подрыв мостов, например, отступающими войсками – обычное дело во время военных действий, как и наведение понтонов, например, наступающей стороной соответственно. Н...
  • Современные российские танки
    Создание танков Т-64 и Т-72 в конце 60-х — начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четве...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map