Трагедия на Байконуре — Неделинская катастрофа

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 24 октября 1960 года произошла , случившаяся на космодроме Байконур.

28 октября 1960 года центральные советские газеты опубликовали коротенькое сообщение «От ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР». В нем говорилось:

«Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 24 октября 1960 года в авиационной катастрофе трагически погиб кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения, маршал Неделин Митрофан Иванович».

Какие-либо подробности аварии, как это было принято в те годы, не сообщались. Тем более ничего не сообщалось о судьбе тех, кто, по логике вещей, должен был находиться вместе с маршалом в том злополучном «самолете». Однако, в отличие от других подобных происшествий, тайна гибели Митрофана Неделина очень скоро стала известна на Западе, а слухи о ней наполнили просторы Советского Союза.
Подробности происшедшего стали известны лишь в начале 90-х, когда стала вырисовываться истинная картина октябрьской трагедии.

 

В осенние дни 1960 года в Москве хоронили главного маршала артиллерии Митрофана Неделина. Официальная версия гибели — авиакатастрофа. Его хоронили у Кремлевской стены с соблюдением всех канонов: сообщения в газетах, киносъемки, выступления членов полит бюро. В КГБ материалы, касающиеся гибели маршала, озаглавлены так — "".

Но в одно и то же время с похоронами маршала печальные церемонии состоялись в Днепропетровске. Здесь хоронили шестерых — Аля-Брудзинского, Орлинского, Ерченко, Карайченцева, Берлина и Концевого. Все они похоронены на одном кладбище, но в разных местах. Их словно прятали, чтобы у людей не возникло вопросов о массовом захоронении. И еще одна интересная деталь, на надгробных плитах не указан день смерти этих, в сущности, молодых людей. Но если бы миру стало известно, что на Байконуре, прямо на космодроме, появилась братская могила для пятидесяти четырех военных, то скрыть то, что находится под названием "Неделинская катастрофа", было бы невозможно.

Все эти люди сгорели заживо, когда 24 октября, прямо на стартовом столе, взорвалась ракета Р-16, первая советская ракета дальнего радиуса действия. Испытательный пуск должен был состояться в 19:00, но за двадцать минут до старта двигатель Р-16 запустился самопроизвольно. Через четыре минуты после этого, ракета взорвалась. На стартовой площадке в радиусе десятков метров находилось по меньшей мере сто человек.

 

Середина и конец 1950-х годов — пик «холодной войны». Страна была вынуждена укреплять обороноспособность, развивать ракетную технику. Для этого были привлечены видные советские ученые, конструкторы и военачальники: М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, С.П. Королев, В.П. Глушко, М.И. Неделин и другие. Центром испытаний стал космодром Байконур.

Наиболее перспективной (но недостаточно отработанной) к тому времени была Р-16 — первая межконтинентальная баллистическая ракета на высококипящих компонентах топлива. Она могла долгое время находиться на старте в заправленном состоянии. Ее создание и доводка систем шли с трудом. Но приближалась 43-я годовщина Октябрьской революции — надо было сделать подарок ЦК КПСС и запустить ракету не позже конца октября 1960 года.

Техническое руководство испытаниями возлагалось на ОКБ-1 С.П. Королева. Председателем Государственной комиссии по испытаниям ракеты был назначен М.И. Неделин, заместителем — главный конструктор М.К. Янгель. Все делалось в спешке, в нервозной обстановке.

Провести испытание Янгелевской Р-16 решили в октябре 1960 года, в честь праздника Октябрьской Революции. На Байконуре все работали круглосуточно — с Дальнего Востока сюда перебросили артиллерийский полк. Полк в подчинении лично Митрофана Неделина, который с декабря 1959 года возглавлял новые Ракетные Войска Стратегического Назначения. Р-16 должна стать основой этих войск. Неделин — командующий, что называется, "от Бога". Он прибыл за три дня до времени нажатия кнопки "пуск". О результатах подготовки маршал докладывал Хрущеву и Брежневу лично. Последний — главный "смотрящий" от партии в ракетной отрасли.21 октября Р-16 — высотой с двенадцатиэтажный дом — вывозят на стартовую площадку. Вес ракеты по 140 тонн, из них 130 — это смертельно опасное топливо. Кислота. 23 октября, за семь часов до старта, это топливо уже в ракете. И тут старший лейтенант Корнеев докладывает маршалу Неделину — "течет топливо из баков, скорость подачи сто сорок капель в минуту".

Были подключены все коммуникации, начались электрические испытания. Но уже на этом этапе были выявлены неисправности… 23 октября ракету заправили компонентами топлива. При подготовке ее к пуску выявили целый ряд серьезных недостатков, но приостановить подготовку к пуску уже не могли. 18:30 — до пуска тридцать минут. В цепи управления ракетой происходит короткое замыкание. Через десять минут, в 18:40, выходит из строя главный прибор электрической цепи управления — програмный токораспределитель. Самое страшное — эти сто сорок капель в минуту. Топливо, которое уже начало поступать в двигатели. Дальше может быть только запуск.Янгель понимает — нужно или запускать ракету, или тормозить испытания. Но время идет. Старт откладывают — на час. Возможно, пытаются найти компромиссное решение, но его нет и не может быть. Запуск нужно останавливать. Топливо — сливать. Но вот этого как раз делать не хочется. Сольешь топливо — придется отложить испытания на месяц. Комиссия принимает решение устранить неполадки прямо на заправленной ракете, без слива топлива, и перенести пуск на одни сутки. Решение комиссии нарушало все существующие инструкции для ракетчиков. Но партия требовала.

И снова обратный отсчет. 18:00 — до старта один час. Маршал Неделин площадку не покидает, хотя по инструкциям должен находиться в бункере. Все работы на ракете должны проводиться последовательно — пока не закончил одно действие, не приступаешь к другому. Но суета и спешка привели к тому, что около сотни специалистов на Р-16 одновременно делали свое дело.За работами непосредственно на ракете наблюдал помощник Янгеля Лев Берлин. Ему на помощь из района полигона Капустин Яр, где в тот момент проходили испытания ракеты среднего радиуса действия Р-14, по вызову Янгеля, срочно прибыл еще один ближайший сподвижник генерального, Василий Будник.

Тридцатиминутная готовность. Все системы ракеты — в боевом положении. За полчаса до пуска здесь должен был находиться только боевой расчёт но на ракете продолжаются работы. На площадке — 200 человек. Время поджимает. Янгель достает сигарету и хочет закурить. Надо идти в бункер — на площадке нельзя курить. Михаил Кузьмич идет в сторону укрытия. Зажженная сигарета спасла ему жизнь. До старта остается 15 минут и 7 секунд. И в этот момент компоненты топлива соединились. Запускается маршевый двигатель, который включается в полете. Но Р-16 — на земле. Остановить машину невозможно. Ракета раскололась пополам, и сто тридцать тонн токсичного топлива превратили стартовую площадку в кромешный ад. Выжить, находясь в стометровой зоне, было невозможно.

Противопожарная установка находилась в пятидесяти метрах от стартового стола и сама сгорела одной из первых. Тяжелораненым потребовалась срочная помощь, но врачи на испытаниях не положены. Эвакуировать погибших и раненых, начали только через три часа после аварии, когда огонь начал затухать сам собой.

До сих пор не удалось установить точное количество погибших. Назывались цифры от 76 до 97 человек, более 50 человек были ранены (в некоторых источниках называлась цифра до ста или более человек).

 

В огне погибли Главнокомандующий ракетными войсками маршал М.И.Неделин, заместитель министра общего машиностроения Л.А.Гришин, заместитель Янгеля Л.А.Берлин, Главный конструктор систем управления Б.М.Коноплев, знаменитый «стреляющий» Герой Социалистического Труда А.И.Носов, испытатель Е.И.Осташов и другие. Многие из тех, кто получил ожоги, позже скончались в госпиталях.

Буквально за минуту до взрыва Янгель отошел от ракеты покурить и остался жив. Потом Хрущев довольно бесцеремонно спросил его по телефону: «А Вы почему не погибли ?..».

Курение спасло жизнь не только Янгелю, но и Иосифьяну и некоторым другим, кто составил им компанию в курилке. Некурящего Богомолова Иосифьян уговорил пройти вместе с ним в курилку обсудить некоторые вопросы. Заместитель начальника полигона генерал-майор Мрыкин, намеревавшийся бросить курить, отправился вместе со всеми выкурить свою последнюю сигарету. После этого он продолжал курить уже всю оставшуюся жизнь.

Уже на следующий день на полигон прибыла Государственная комиссия во главе с Леонидом Ильичем Брежневым. В нее также вошли А.А.Гречко, Д.Ф.Устинов, В.Д.Калмыков, И.Д.Сербин, В.И.Табаков, Г.А.Тюлин, В.П.Глушко. Прямо с аэродрома эскорт машин, в первой из которых находился Брежнев, проследовал в монтажно-испытательный корпус. Здесь состоялось первое заседание комиссии. На нее были вызваны все оставшиеся в живых руководители запуска МБР «Р-16». Собрав их, Брежнев заявил:

- Никого наказывать не будем.

В принципе, это было правильное решение. Все непосредственные виновники аварии погибли, случайно оставшиеся в живых наказывать было бы негуманно.

Из их числа было решено также создать техническую комиссию под руководством председателя Госкомитета по оборонной технике Константин Николаевич Руднева. На следующий день он докладывал о причинах аварии. Были тщательно и последовательно проанализированы все нестыковки и возникшие в ходе пуска неполадки. Кроме Брежнева, присутствовали заведующий Отделом ЦК КПСС Иван Дмитриевич Сербин и заместитель министра обороны Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.

Разбор всех обстоятельств дела показал, что если уж и можно кого винить, то не Янгеля, а, скорее, конструктора систем управления Коноплева и, в первую очередь, оператора, не выполнившего инструкцию предполетной проверки. Государственная комиссия установила: авария произошла в результате грубейшего нарушения техники безопасности — вопреки здравому смыслу, игнорируя мнение специалистов, маршал приказал устранить неполадки в системе автоматики прямо на заправленной ракете.

Часто задают вопрос: кто виновен в этой катастрофе? Однозначного ответа не существует, так как причиной явились не только погрешности в конструкции ракеты, несоблюдение техники безопасности, но и давление из Москвы. Известно, что в последующем на доводку этой ракеты потребовалось еще около четырех месяцев напряженнейшей работы.

Ракета Р-16 это был ответ на тысячи американских бомбардировщиков вдоль советской границы. Но ответить было нечем. Главной задачей комиссии, похоже, было не разобраться в происшедшем, а засекретить все материалы катастрофы. Сохранить лицо. Вплоть до того, что из пленки кинооператора Валентина Анохина вырезались и уничтожались все крупные планы обгоревших тел. И трагедии не стало. Ее тоже вырезали из истории. На десятки лет…

Благодаря самоотверженному труду личного состава полигона в январе 1961 года стартовая позиция была восстановлена и подготовлена к проведению дальнейших испытаний. Пуск ракеты Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Ракета успешно прошла лётные испытания и в октябре 1961 года была принята на вооружение РВСН.

 

Через два дня после взрыва ракеты Никита Хрущев позвонил Сергею Королеву: " Что делать с Янгелем?"
Для Королева ответ был проверкой на собственную честность. И он ее прошел: "Это могло произойти и со мной, и с любым главным конструктором", — вот что услышал Хрущев. Но, кажется, слова имеют свойство материализоваться.

Ровно через три года, 24 октября 1964 года, в день памяти, на Баконуре снова катастрофа. Теперь с королевским детищем — баллистической ракетой Р-9А. Погибло 8 человек. Это случилось день в день с Неделенской катастрофой- 24 октября. Роковое совпадение. Но на Байконуре в них не верят. 24 октября здесь не проводят пуски. Ни разу за последние четыре десятка лет.

В 1999 году Президент России наградил участников испытаний. Тех, кто нынче живет в России. И тех, кто похоронен на ее территории. Те же, у кого украинские паспорта, и те, кто лежит в украинской земле, остались без наград. О них забыли.

На площадке №71 в военном городке войсковой части 14332 в 60-е годы был установлен памятник с именами восьми погибших испытателей.

24 октября 1998 года на площадке №70 у шахтной пусковой установки, где случилась трагедия, состоялось открытие мемориальной доски, а в 2001 году по инициативе начальника 8-го испытательного управления полковника В.М.Гринчака на территории военного городка войсковой части 44108 установлен новый памятник, открытие которого состоялось 10 июня 2001 года.

Приказом Главнокомандующего РВСН день 24 октября объявлен Днем памяти военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Подвиг воинов-ракетчиков, отдавших свои жизни Родине, всегда будет жить в сердцах байконурцев.

 

http://podrobnosti.ua/print/projects/arch/2005/10/25/255645.html

 

Статьи на тему:

  • На Байконуре почтили память погибших в крупнейшей катастрофе в истории ракетной техники
    На космодроме Байконур прошли траурные мероприятия по случаю 50-й годовщины крупнейшей катастрофы в истории ракетной техники. 24 октября 1960 года на стартовой площадке за полчаса до первого пуска...
  • Как провалилась программа Space Shuttle
    На написание этой статьи меня сподвигли многочисленные обсуждения в форумах и даже статьи в серьезных журналах, в которых я сталкивался со следующей позицией: «США активно разрабатывают ...
  • На Луне нашли воду, ртуть, серебро и много чего еще
    Почти ровно год назад Американское космическое агентство (NASA) направило один из своих зондов стоимостью в миллионы долларов прямо в лунный кратер. Зонд врезался в спутник со скоростью 2,5 километр...
  • Космос который нужен — Дело за малым
    Не так давно в серии статей "Вперед на Марс! Летим? Не летим" рассматривался вопрос организации пилотируемой экспедиции на Красную планету. Были рассмотрены проблемы, связанные с организац...
  • Техника — Строительство NASA
       . Новые фотографии в разделе "Техника" Альбом: Строительство NASA Смотреть фотографии в "Галерее-Нечто" ...
  • Вперед на Марс! Летим? Не летим? Завершение
    А. Леонов, А. Соколов "ПОСАДКА НА МАРС", "МЯГКАЯ ПОСАДКА НА МАРС". Итак комментарии условно разделились на следующие группы вопросов: 1. Посадка на Марс. 2. Возвращение...
  • Вперед на Марс! Летим? Не летим? Часть 2-я
    В первой части шла речь о проблемах и опасностях межпланетного перелета. Однако человеку свойственно бросать вызов опасностям и искать пути решения проблем. Как уже говорилось, более полувека ведущи...
  • Вперед на Марс! Летим? Не летим?
    «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением. Нет преград человеческой мысли...
  • Байконур интересные факты
    Легенда о Чёрном пастухе Кажется, что необычного можно отыскать в истории знаменитого космодрома? Но, оказывается, в ней немало удивительных и загадочных фактов, почти мистических совпадений. У...
  • Зато мы делаем ракеты!..
    Наверное, каждый, кто ежедневно, из месяца в месяц, день за днём, в одно и то же время ездит на работу – в одном и том же автобусе, в одном и том же вагоне метро, знает, что вместе с ним в это...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map