Евгеника: Практика «расовой гигиены» – Часть-2

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Трудности научного обоснования не помешали популярности идеи , и евгеническое движение быстро охватило все цивилизованные страны мира. В Германии пропаганда евгенических идей началась практически одновременно с Англией, и там за евгеникой закрепилось название "" *. В России, где первоначально "" отождествлялась с "генетикой человека", 15 сентября 1920 года состоялось учредительное собрание Русского евгенического общества под председательством Н.К. Кольцова. А вскоре, 14 февраля 1921 года, начала работать евгеническая организация в Петрограде, получившая название "Бюро по евгенике", которую возглавил другой выдающийся биолог Ю.А. Филипченко. Печатным органом русских евгенистов стал "Русский евгенический журнал", выходивший с 1922-го по 1930 год.

 

* В описываемый период словосочетание "расовая гигиена" еще не вызывало негативных ассоциаций. Синонимом слова "расизм" оно стало после второй мировой войны.  

Центром дискуссий в евгенических обществах, членами которых были не только ученые, но и представители других профессий, стали практические меры государственной евгенической политики: евгеническое просвещение (введение специальных курсов в учебных заведениях, добрачные консультации); материальное поощрение ценных производителей (т.е. заработная плата, пропорциональная количеству детей в семье); малоценных производителей (изоляция с раздельным содержанием полов); стерилизация нежелательных производителей (с точки зрения евгенистов мера более гуманная, чем ); эвтаназия неполноценных.

 

В ходе этих обсуждений очень скоро стало понятно, что технические трудности — ничто по сравнению с проблемами этического характера. Кто будет "главным селекционером", тем компетентным и облеченным властью лицом, которому предстоит делить человеческое "стадо" на достойных и недостойных? Что делать с выбракованными особями: обходиться с ними, как с бесперспективным приплодом племенного скота, или ценность человека не допускает утилизации даже совершенно бесполезных для общества граждан.

 

Из-за очевидной этической "революционности" научная евгеника практически с самого начала столкнулась с чудовищным напором критики со стороны религиозных и общественных организаций. Критиковались и ее , и большинство ее теоретических установок, согласно которым не только люди делились на ценных и малоценных, но и целые расы попадали в разряд "низших". Такой подход вызывал раздражение у людей, не видевших необходимости и обоснованности превращения человечества в "гигантский конный завод". Например, корреспондент журнала "Русское богатство" Н.В. Шкловский (писавший под псевдонимом Дионео) в статье, посвященной первому Межнародному конгрессу евгенистов, фоходившему в Англии в 1912 году, высказался по поводу евгенических замыслов следующим образом: "Перед нами обновленное учение о господствующей нации, которое было выставлено Гегелем и приняло впоследствии у проповедников государственного национализма звериный характер. Все те, будто бы научные данные, на которых основывается учение о высших и низших расах, не выдерживают критики по той простой причине, что антропология не знает чистых рас… Термин «ариец» ничего не обозначает, ибо Макс Мюллер, введший этот термин, делает подробную оговорку, что имеет в виду только племена, говорящие на языках арийской группы, вне зависимости от их происхождения" *.

 

* Дионео. Из Англии. Звериная психология // Русское богатство. 1912. № 10. С. .296-323. С. 302.

 

Евгенические общества не могли не считаться с общественным мнением, тем более что значительную часть пропагандистов идеи усовершенствования человечества составляла интеллигенция, для которой этические проблемы никогда не были второстепенными. Антигуманный характер негативной евгеники (действующей быстрее и нагляднее) в первую очередь вынудил теоретиков евгенической перестройки общества занять максимально отстраненную позицию и переложить ответственность на государство. Не случайно все практические программы, о которых пойдет речь дальше, сопровождаются специальными оговорками, утверждающими, что они — не руководство к действию, а рекомендации, выработанные на основе конкретных исследований. Как писал Н.К. Кольцов, наука может сказать, каким путем достигнуть требуемого идеала, но каким должен быть этот идеал, она сказать не в состоянии. Общее направление демографической политики — прерогатива прогрессивного, евгенически грамотного государства. Однако попытки представить евгенические рекомендации как этически нейтральные, не увенчались успехом, что хорошо видно при рассмотрении конкретных программ.

 

Программа расовой гигиены доктора Мьоена из Норвегии увидела свет в 1908 году. Она состояла из трех частей: негативных, позитивных и предупредительных евгенических процедур. Отрицательная расовая гигиена предусматривала сегрегацию и стерилизацию. Сегрегации подлежали слабоумные, эпилептики и вообще физически и духовно пораженные лица; та же мера рекомендовалась в качестве обязательной для пьяниц, "привычных преступников", профессиональных нищих и всех, кто отказывается работать. Стерилизацию предлагалось применить к тем из приведенного выше перечня, кто уклоняется от сегрегации. Этот совершенно поразительный список врожденных пороков, подлежащих "искоренению", говорит о том, что в выборе объектов для негативной евгеники руководствовался вовсе не современной ему наукой, а вполне понятной на обывательском уровне неприязнью к больным, тунеядцам и преступникам.

 

Его рекомендации по позитивной расовой гигиене включают такие пункты, как , изменение системы налогов, изменение заработной платы в зависимости от ценности производителей, защита материнства и детства, положительная политика народонаселения. Пункт о необходимости евгенического просвещения расписан особенно подробно и зиждется на глубоком убеждении, что ограниченный женский ум требует особого подхода. Женщин в школе и университете нужно обучать не по обычной, "мужской", а по особой, приспособленной для женского интеллекта системе. Главными предметами должны быть химия, биология, гигиена. Особый предмет — . Следует также создать институты для генеалогических исследований и государственную лабораторию по расовой гигиене.

 

В разделе о предохранительной расовой гигиене рассматривается борьба с расовыми ядами, такими как свинец (промышленный яд), сифилис (патологический яд), алкоголь (наркотический яд) и т.д. В заключение доктор Мьоен предлагал избегать , объясняя это тем, что механизм наследования для этих случаев еще недостаточно известен *.

 

* Русский евгенический журнал. 1925. Т. 3. Вып. 2. С. 139.

 

Евгеника: основатели и продолжатели — Часть-1

 

Статьи на тему:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map