Колодец стоимость в москве
Колодец стоимость в Москве заказать колодец для водоснабжения дома стоимость.
kolodec-pod-kluch.ru

«Дети Буша»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

  • Они не знают цену ни деньгам, ни времени.
  • Они не принадлежат ни к одной из трёх рас и упорно не признают права собственности.
  • Они никогда не лгут и упорно надеются, что окружающий мир когда-нибудь поймёт их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

Хотя некоторые энциклопедии утверждают, что название маленького народа произошло от нидерландского «bosjesman» (лесной человек), нельзя не признать, что с лесами в пустыне Ка­лахари не густо. А значит, английская версия -«люди буша» (колючего кустарника) — звучит убедительнее. Хотя сами бушменам такая фор­мулировка чрезвычайно не нравится. Вот «народ охотничьей резервации Калахари» звучит для их уха куда приятнее. В начале XX века их насчитывалось не более 7 тысяч.

«Дети природы», чуждые цивилизации, по всем законам логики были обречены на вы­мирание. Однако сегодня численность этого ма­ленького народа приближается к 100 тыс. чело­век. Точнее сказать не получится. Бушмены — не цельная нация, а скорее совокупность племен. Кстати, случись представителям разных родов встретиться, они вряд ли поймут друг друга. 

Историки утверждают, что бушмены куда старше большинства темнокожих африканских племен. Они населяли север Черного континен­та ещё 30 тыс. лет назад. То есть задолго до того, как эти территории захватили более крупные и сильные народы банту. Маленьких' бушменов вытеснили в пустыню, где им удалось выжить лишь чудом.  Столетиями природа отбирала только самых выносливых, самых приспособленных. По статистике ВОЗ, младенческая смертность у бушменов ужасающая. Вопреки нашим представлениям, в местных семьях вовсе «не се­меро по лавкам», а в среднем два-три ребенка. Рождается много — выживают единицы. Зато (и сами бушмены этим фактом страшно гордятся) выживших, как поется в песне, «не задушишь, не убьешь». А ведь старались многие… С ними боролись и белые, и черные. Их на­зывали дикарями и браконьерами, отстреливали и сажали в тюрьмы. В их колодцы сыпали яд, а на самих людей ставили капканы. В ответ буш­мены плевались отравленными стрелами и про­должали… жить назло всем. А все потому, что у бушменов нет понятия «частная собственность». Столь любовно выра­щенные бантуязычными племенами козы и чей, объектом охоты. Те же понятия распростра­нялись и на «добро» белых фермеров. А люди с ружьем шутить не любили, и за каждую похи­щенную корову убивали до 30 бушменов.  Но даже такая жестокость не помогла. И тог­да европейские переселенцы начали устраивать на дикарей форменные облавы. А в качестве за­бавы голландцы, немцы и англичане отравляли местные колодцы. Этот же метод взяли на во­оружение и африканеры в борьбе с партизанами СВАПО. Стихийные повстанцы, наученные горьким опытом, сначала поили найденной во­дой белых пленников, и только потом пробовали ее сами. И хотя это уже дела вековой давности, не стоит думать, что отношения бушменов и окружающего их мира радикально изменились. Так, власти Ботсваны под мощным давлени­ем алмазодобывающего гиганта «Де Бирс» уже почти 20 лет выселяют из Охотничьей резерва­ции Калахари остатки бушменских племен. Есть немало сообщений о том, что бушменов травят, морят голодом, избивают и лишают нехитрого имущества и возможности охотиться. Тем не ме­нее, даже такой жестокий прессинг не способен сломить маленький народ. Небольшими группа­ми они проникают назад, отстраивают разру­шенные жилища и пытаются жить дальше. 

Солнце в бушменских мифах — это человек, у которого светились подмышки. Когда он поднимал руку — небо озарялось светом, ложился спать — и землю покрывал мрак.  Но мир упорно не желает их понимать. Яркий тому пример — недавний курьез, произошедший в Нигерии. Все началось с выставки этнографи­ческого Музея первопроходческих культур в американском Ричмонде. Его сотрудники соби­рались показать народу настоящие бушменские хижины-мазанки. Для этой важной миссии в Ни­герию была снаряжена экспедиция. Бушменов нашли и даже уговорили поработать на США. Но попасть в страну «длинного доллара» африканским гастарбайтерам не удалось.  

А все потому, что сот­рудники американского посольства отказали трем бушменам в визе. И основания нашлись бо­лее чем веские. Двое из соискателей не имели устойчивого дохода, а третий — и вовсе не смог за­полнить анкету. Музейные работники пали в ноги и упросили во второй раз рассмотреть документы так нужных им строителей. На что глава кон­сульской секции посольства США в Нигерии Дебра Хейен в письме ответила, что нет ничего проще.

Только бушмены должны записаться на новое собеседование заранее и… по Интернету. Этот ляп даже американские журналисты пе­ресказывали друг другу как анекдот. Кстати, маленький народ испокон веков не признает над собой властителей. В этом отношении в их обществе царит полная демократия. Каждый голос весом и ценен. Безусловно, для порядка клан выбирает ста­рейшин,   но даже  они  не обладают  правом безоговорочного вето. Племя поступит так, как велит голос разума и… пустыни. 

 

Какое оно, бушменское счастье? 

 

Медно-желтая кожа и курчаво-проволочная шевелюра — удивительное сочетание в одном на­роде признаков двух рас, негроидной и монголо­идной. Для них даже было придумано новое название — люди капоидной расы. Действитель­но, внешне бушменов невозможно перепутать ни с одним из африканских племен. И неважно, что часть «кустарниковых людей» живет в Нами­бии, часть — в Ботсване, а отдельные племена кочуют по всей Южной Африке. Они — единый народ, говорящий на цокающем наречии и всег­да… полушепотом. Скорее всего, так испокон веков было принято среди охотников, ведь каж­дый шорох или резкий звук мог спугнуть добычу. Со временем «рабочий» навык просто вошел в кровь, и даже бушменские младенцы плачут вполголоса. 

 Их мужчины низкорослы и поджары, а жен­щины… ну просто исключительно фигуристы. Именно бушменкам присуще то, что ученые на­зывают стыдливым термином «стеатопигия» — огромные по европейским меркам ягодицы и бедра. Но это не дань некой африканской моде, а жизненная необходимость. Жизнь впроголодь и полная зависимость от капризов природы как следует подготовили организм женщины к вы­живанию и вынашиванию детей. Кстати, столь интересная особенность породила и не менее интересный народный обычай сватовства.

Же­нихи бросали маленькими острыми дротиками в потенциальных невест, и помолвка считалась совершенной, только если дротик попадал… да-да, именно в нижнюю округлость девушки. Од­ним словом, чем щедрее бушменку одарила природа, тем больше у красавицы шансов найти семейное счастье. Но красота для бушменок всегда была и серь­езным источником проблем. Так, бантуязычные племена, обитающие на территории современ­ных Анголы и Намибии, на протяжении веков практиковали свое наказание «кустарниковых людей» за набеги на домашний скот.

Потеряв корову, африканцы взамен похищали буш­менскую девушку и делали ее «младшей женой», по сути, рабыней. Исполнительные красавицы беспрекословно выполняли самую черную рабо­ту в доме и, кроме того, великолепно пели и тан­цевали.

Бушменки неприхотливы и изобретательны. Даже украшения они делают из самого простого подручного, точнее, подножного материала — скорлупы страусиных яиц. Ее осколки шлифуют и при помощи острой кости нанизывают на вы­сушенное сухожилие. Так скорлупа превращает­ся в изысканные бусы, серьги и браслеты. Ими украшают и невест, и зрелых матрон, и даже… покойников.  Между прочим, бушмены очень боятся мерт­вых. Маленькие люди верят, что дух человека очень крепко связан с телом, и поэтому хоронят покойников со всевозможными почестями. Причем хоронят быстро и глубоко. Бушмены опасаются, что духи умерших будут преследо­вать живых, и не ленятся тщательно закапывать тела в землю. Кстати, и отношение к стари­кам у «кустарниковых людей», мягко говоря, своеобразное. Им всегда предложат лучший кусок от трапезы, послушают совета и… оставят умирать. Когда племя снимается с места, больных и не­мощных без сожаления забывают. Так же, как это принято в живой природе. 

Уникальны и неповторимы 

В их щелкающем, гортанном языке нет числительных. Вот один человек, а вот — много. А в том, что даже два бушмена в пус­тыне — это сила, сомневаться не приходится. С любым животным смогут сладить — или убить, или… договориться. Соседние народы считают, что бушмены способны понимать речь бабуинов. Домыслы, конеч­но, но умения «слышать» и «гово­рить» с окружающей природой у них не отнять. Маленькие люди различают и применяют до 300 ви­дов растений, способны загово­рить льва и почти голыми руками поймать антилопу. Точнее, с не­большого расстояния запустить в нее отравленную стрелу. Кстати, умение обращаться с ядами и прославило маленький народ на весь мир. 

У каждого племени — свои ре­цепты смертоносных снадобий. Не обладая знаниями химии и фармацевтики, бушмены тем не менее мастерски комбинируют экстракты всевозможных пустын­ных растений. Многие из кото­рых, кстати, вовсе и не ядовиты, но в определенной пропорции и сочетании с другими «выжимками» составляют просто «термоядер­ную смесь», несущую мгновенную смерть. Кроме того, бушмены виртуозно умеют работать со змеиными ядами. Чтобы самим не стать жертвой «ползучего до­нора», бушмены в течение жиз­ни вырабатывают иммунитет употреблением  корня растения зоокам. И всегда носят кусочек корня на шее, как амулет и… средство первой помощи при уку­се. Такое универсальное противоядие позволяет местным знахарям «доить» и кобр, и гадюк, и скорпионов. А после — экспериментировать, смешивая их яд с растительными экстрактами, и колдовать над новыми сочетаниями и дозировками. Такие сложности вполне оправданы.

Дело в том, что растительные яды бушменов, в отличие от химических, убивая животное, оставляют его мясо вполне безопасным для употребления в пи­щу. Более того, считается, что место, в которое попала отравленная стрела — самое вкусное.  Кстати, ядами смазываются только наконеч­ники стрел, обычно костяные или металли­ческие. По сей день комплект оружия бушмены носят с собой в специальной сумке. Ходят слухи, что даже на партийных собраниях современные бушмены не появляются без отравленных стрел. Но, скорее, по привычке, нежели опасаясь напа­дения политических оппонентов. Между прочим, стрелы бушменов — это поч­ти произведение искусства. Они не очень длин­ные, украшены затейливой резьбой и не имеют оперения — чтобы поразить добычу, охотнику приходится подкрадываться очень-очень близ­ко. Луки у «детей пустыни» тоже непростые, и новичку ни за что с ними не справиться. Но что­бы насытиться, бушмены далеко не всегда стреляют в добычу. Иногда животных просто об­манывают. Маленькие люди перекрывают доступ к водоему, куда антилопы ходят на водо­пой, оставляя лишь небольшую, отравленную охотниками, лужицу. Но такие «легкие» трофеи случаются нечасто. Как правило, бушменская семья питается вовсе не мясом, а практически подножным кормом. 

Из «вершков и корешков» пустынных расте­ний они готовят каши, похлебки и даже десерты. Только европейцу лучше не знать, что входит в состав иногда очень и очень аппетитных лакомств. 

 

Например, «кустарниковые люди» очень лю­бят свой, особенный рис. Так бушмены называ­ют муравьиные личинки. И это далеко не самое экзотическое блюдо. Что поделать — небогата пустыня деликатесами. Вот испокон веков бушмены и жарят на огне саранчу, термитов, ящериц да гусениц. Не брезгуют многоножками и червями. Змея — подарок Богов, а мясо анти­лопы — вообще пиршество. Кстати, бушменский желудок сродни верблюжьему. Семья из четырех человек спо­собна за раз запросто умять целую антилопу, а потом неделями перебиваться с хлеба на воду. Между прочим, воду-то еще нужно добыть. Напои европейца местным чайком — и все, поминай как звали. А закаленные невзгодами пустынной жизни «кустарниковые люди» пьют и не морщатся. Живительную влагу они умудряются извлечь практически из ничего. Коренья, чахлые листочки — все идет в ход.  Бушмены придумали и удивительные ко­лодцы.

В песке выкапывается небольшая яма. Ее стены покрываются специальным раство­ром, потом наполняются водой. Мини-резер­вуар накрывают хитрой крышкой. Сверху конструкция «припудривается» песком, и лишь тоненькая трубочка-былинка указывает на наличие «тайного схрона». Сложно пове­рить, но даже после многокилометрового пе­рехода хозяин такого колодца безошибочно помнит его местонахождение. Так же велико­лепно бушмен ориентируется во времени, хотя часов они не признают вовсе и живут по свое­му календарю. Самобытное искусство «детей пустыни» до сих пор изумляет и впечатляет не только этнографов-фольклористов, но и… уфологов, пребывающих в вечном поиске на планете следов внеземных цивилизаций. Интерес последних привлекли загадочные наскальные рисунки бушменов.

Чего стоит один двухголо­вый страус — африканский ответ великодержав­ному российскому орлу. Не встречающийся в природе экземпляр, по мнению некоторых экспертов, и не страус вовсе, а инопланетная ан­тенна. Только сами кочевники предпочитают объяснять такие рисунки простым желанием древних охотников принести домой двойную порцию добычи. А вот мечты о столь необходи­мой в пустыне влаге заставляли бушменов рисо­вать… носорога. По частоте изображения он идет сразу за супер-страусом. Крупный обита­тель африканской саванны особенно полюбился бушменам за способность… вызывать дождь. То ли могучий носорожий торс ассоциировался у них с долгожданной тучей, то ли кочевники счи­тали его любимцем бога дождя, но факт остается фактом — «люди буша» исправно покрывали изображениями животного камни и стены пещер. Кроме того, бушмены, а точнее, их ша­маны — главные художники — очень часто рисо­вали некие абстрактные фигуры.

Кто-то из исто­риков считает, что беспорядочные черточки и окружности — всего лишь жреческий календарь. Другие же утверждают, что подобные картины были созданы шаманами в состоянии транса и навеяны потусторонними силами. Сегодня местные любимцы духов предпочи­тают получать «информацию» через танец, представляющий поистине завораживающее зрелище. Считается, что «качественная» ша­манская пляска способна излечить больного и даже спасти умирающего. Да и перед любым важным жизненным событием не мешает лиш­ний раз «проконсультироваться» с духами предков, так что колдуны не сидят без работы. 

Но XXI век вносит свои коррективы в жизнь даже самых стойких приверженцев традиций. Сегодня все больше бушменских детей посещает школы. В 1988 году местная красавица Карелия дю През, ставшая победительницей конкурса «Мисс Намибия», на призовые деньги открыла учебное заведение. И вот уже на протяжении 20 лет в подобных школах юных бушменов учат не только читать и писать, но и развивают их ге­нетические способности — умение идти по следу зверя, обращаться с дикой фауной и выживать в пустыне. Ведь она для бушменов по-прежнему все — и хлеб, и кров, и смысл жизни.

Эти люди никогда не занимались земледелием, едва ли смогут по­доить корову или построить дом. Зато фермеры с удовольствием нанимают их в качестве рабочей силы. Бушмен добросовестен и аккуратен, абсо­лютно не врет и не употребляет спиртного. Кстати, за последнее качество маленьких людей особен­но любят работодатели.  А причина такой стойкости — в полнейшей непереносимости ал­коголя. Уникально, но бушмены практически не потеют — сказывается многовековое «испытание пустыней», а значит, алкоголь всасывается мгно­венно и целиком. Одна-единственная бутылка способна сделать бушмена безнадежным алкого­ликом или даже убить! Сегодня они надели джинсы и бейсболки, но весь этот маскарад нисколько не изменил буш­менской сути. Правительство Намибии и ЮАР даже предложило им бесплатное жилье в городе. Пару семей приехали, заселились, а через пол­года собрали нехитрые пожитки и… ушли в неизвестном направлении.

Некоторые «кустар­никовые люди» остались жить в ЮАР, но катего­рически отказались запираться в четырех стенах. Их выбор — огромные палатки, напоминающие армейские. Натянул внутри пару-тройку вере­вок, повесил на них одеяла — вот тебе и много­комнатная квартира. Приехала теща погостить — еще веревка и простынь, и никто не чувствует себя ущемленным. Правда, так надолго осесть рискнули только несколько тысяч кочевников.  

Сегодня их сложно отличить от южноафриканцев — тот же стиль в одежде, та же маниакальная страсть к футболу и вечерним уличным посидел­кам. Может, только тоски в глазах чуть больше, да в заднем кармане джинсов по-прежнему припрятана коробочка с маленькими отравлен­ными стрелами. 

 

Влада Лепешинская.

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Колодец стоимость в москве
Колодец стоимость в Москве заказать колодец для водоснабжения дома стоимость.
kolodec-pod-kluch.ru

Колодец стоимость в москве
Колодец стоимость в Москве заказать колодец для водоснабжения дома стоимость.
kolodec-pod-kluch.ru
Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map