«Дети Буша»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

  • Они не знают цену ни деньгам, ни времени.
  • Они не принадлежат ни к одной из трёх рас и упорно не признают права собственности.
  • Они никогда не лгут и упорно надеются, что окружающий мир когда-нибудь поймёт их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

Хотя некоторые энциклопедии утверждают, что название маленького народа произошло от нидерландского «bosjesman» (лесной человек), нельзя не признать, что с лесами в пустыне Ка­лахари не густо. А значит, английская версия -«люди буша» (колючего кустарника) — звучит убедительнее. Хотя сами бушменам такая фор­мулировка чрезвычайно не нравится. Вот «народ охотничьей резервации Калахари» звучит для их уха куда приятнее. В начале XX века их насчитывалось не более 7 тысяч.

«Дети природы», чуждые цивилизации, по всем законам логики были обречены на вы­мирание. Однако сегодня численность этого ма­ленького народа приближается к 100 тыс. чело­век. Точнее сказать не получится. Бушмены — не цельная нация, а скорее совокупность племен. Кстати, случись представителям разных родов встретиться, они вряд ли поймут друг друга. 

Историки утверждают, что бушмены куда старше большинства темнокожих африканских племен. Они населяли север Черного континен­та ещё 30 тыс. лет назад. То есть задолго до того, как эти территории захватили более крупные и сильные народы банту. Маленьких' бушменов вытеснили в пустыню, где им удалось выжить лишь чудом.  Столетиями природа отбирала только самых выносливых, самых приспособленных. По статистике ВОЗ, младенческая смертность у бушменов ужасающая. Вопреки нашим представлениям, в местных семьях вовсе «не се­меро по лавкам», а в среднем два-три ребенка. Рождается много — выживают единицы. Зато (и сами бушмены этим фактом страшно гордятся) выживших, как поется в песне, «не задушишь, не убьешь». А ведь старались многие… С ними боролись и белые, и черные. Их на­зывали дикарями и браконьерами, отстреливали и сажали в тюрьмы. В их колодцы сыпали яд, а на самих людей ставили капканы. В ответ буш­мены плевались отравленными стрелами и про­должали… жить назло всем. А все потому, что у бушменов нет понятия «частная собственность». Столь любовно выра­щенные бантуязычными племенами козы и чей, объектом охоты. Те же понятия распростра­нялись и на «добро» белых фермеров. А люди с ружьем шутить не любили, и за каждую похи­щенную корову убивали до 30 бушменов.  Но даже такая жестокость не помогла. И тог­да европейские переселенцы начали устраивать на дикарей форменные облавы. А в качестве за­бавы голландцы, немцы и англичане отравляли местные колодцы. Этот же метод взяли на во­оружение и африканеры в борьбе с партизанами СВАПО. Стихийные повстанцы, наученные горьким опытом, сначала поили найденной во­дой белых пленников, и только потом пробовали ее сами. И хотя это уже дела вековой давности, не стоит думать, что отношения бушменов и окружающего их мира радикально изменились. Так, власти Ботсваны под мощным давлени­ем алмазодобывающего гиганта «Де Бирс» уже почти 20 лет выселяют из Охотничьей резерва­ции Калахари остатки бушменских племен. Есть немало сообщений о том, что бушменов травят, морят голодом, избивают и лишают нехитрого имущества и возможности охотиться. Тем не ме­нее, даже такой жестокий прессинг не способен сломить маленький народ. Небольшими группа­ми они проникают назад, отстраивают разру­шенные жилища и пытаются жить дальше. 

Солнце в бушменских мифах — это человек, у которого светились подмышки. Когда он поднимал руку — небо озарялось светом, ложился спать — и землю покрывал мрак.  Но мир упорно не желает их понимать. Яркий тому пример — недавний курьез, произошедший в Нигерии. Все началось с выставки этнографи­ческого Музея первопроходческих культур в американском Ричмонде. Его сотрудники соби­рались показать народу настоящие бушменские хижины-мазанки. Для этой важной миссии в Ни­герию была снаряжена экспедиция. Бушменов нашли и даже уговорили поработать на США. Но попасть в страну «длинного доллара» африканским гастарбайтерам не удалось.  

А все потому, что сот­рудники американского посольства отказали трем бушменам в визе. И основания нашлись бо­лее чем веские. Двое из соискателей не имели устойчивого дохода, а третий — и вовсе не смог за­полнить анкету. Музейные работники пали в ноги и упросили во второй раз рассмотреть документы так нужных им строителей. На что глава кон­сульской секции посольства США в Нигерии Дебра Хейен в письме ответила, что нет ничего проще.

Только бушмены должны записаться на новое собеседование заранее и… по Интернету. Этот ляп даже американские журналисты пе­ресказывали друг другу как анекдот. Кстати, маленький народ испокон веков не признает над собой властителей. В этом отношении в их обществе царит полная демократия. Каждый голос весом и ценен. Безусловно, для порядка клан выбирает ста­рейшин,   но даже  они  не обладают  правом безоговорочного вето. Племя поступит так, как велит голос разума и… пустыни. 

 

Какое оно, бушменское счастье? 

 

Медно-желтая кожа и курчаво-проволочная шевелюра — удивительное сочетание в одном на­роде признаков двух рас, негроидной и монголо­идной. Для них даже было придумано новое название — люди капоидной расы. Действитель­но, внешне бушменов невозможно перепутать ни с одним из африканских племен. И неважно, что часть «кустарниковых людей» живет в Нами­бии, часть — в Ботсване, а отдельные племена кочуют по всей Южной Африке. Они — единый народ, говорящий на цокающем наречии и всег­да… полушепотом. Скорее всего, так испокон веков было принято среди охотников, ведь каж­дый шорох или резкий звук мог спугнуть добычу. Со временем «рабочий» навык просто вошел в кровь, и даже бушменские младенцы плачут вполголоса. 

 Их мужчины низкорослы и поджары, а жен­щины… ну просто исключительно фигуристы. Именно бушменкам присуще то, что ученые на­зывают стыдливым термином «стеатопигия» — огромные по европейским меркам ягодицы и бедра. Но это не дань некой африканской моде, а жизненная необходимость. Жизнь впроголодь и полная зависимость от капризов природы как следует подготовили организм женщины к вы­живанию и вынашиванию детей. Кстати, столь интересная особенность породила и не менее интересный народный обычай сватовства.

Же­нихи бросали маленькими острыми дротиками в потенциальных невест, и помолвка считалась совершенной, только если дротик попадал… да-да, именно в нижнюю округлость девушки. Од­ним словом, чем щедрее бушменку одарила природа, тем больше у красавицы шансов найти семейное счастье. Но красота для бушменок всегда была и серь­езным источником проблем. Так, бантуязычные племена, обитающие на территории современ­ных Анголы и Намибии, на протяжении веков практиковали свое наказание «кустарниковых людей» за набеги на домашний скот.

Потеряв корову, африканцы взамен похищали буш­менскую девушку и делали ее «младшей женой», по сути, рабыней. Исполнительные красавицы беспрекословно выполняли самую черную рабо­ту в доме и, кроме того, великолепно пели и тан­цевали.

Бушменки неприхотливы и изобретательны. Даже украшения они делают из самого простого подручного, точнее, подножного материала — скорлупы страусиных яиц. Ее осколки шлифуют и при помощи острой кости нанизывают на вы­сушенное сухожилие. Так скорлупа превращает­ся в изысканные бусы, серьги и браслеты. Ими украшают и невест, и зрелых матрон, и даже… покойников.  Между прочим, бушмены очень боятся мерт­вых. Маленькие люди верят, что дух человека очень крепко связан с телом, и поэтому хоронят покойников со всевозможными почестями. Причем хоронят быстро и глубоко. Бушмены опасаются, что духи умерших будут преследо­вать живых, и не ленятся тщательно закапывать тела в землю. Кстати, и отношение к стари­кам у «кустарниковых людей», мягко говоря, своеобразное. Им всегда предложат лучший кусок от трапезы, послушают совета и… оставят умирать. Когда племя снимается с места, больных и не­мощных без сожаления забывают. Так же, как это принято в живой природе. 

Уникальны и неповторимы 

В их щелкающем, гортанном языке нет числительных. Вот один человек, а вот — много. А в том, что даже два бушмена в пус­тыне — это сила, сомневаться не приходится. С любым животным смогут сладить — или убить, или… договориться. Соседние народы считают, что бушмены способны понимать речь бабуинов. Домыслы, конеч­но, но умения «слышать» и «гово­рить» с окружающей природой у них не отнять. Маленькие люди различают и применяют до 300 ви­дов растений, способны загово­рить льва и почти голыми руками поймать антилопу. Точнее, с не­большого расстояния запустить в нее отравленную стрелу. Кстати, умение обращаться с ядами и прославило маленький народ на весь мир. 

У каждого племени — свои ре­цепты смертоносных снадобий. Не обладая знаниями химии и фармацевтики, бушмены тем не менее мастерски комбинируют экстракты всевозможных пустын­ных растений. Многие из кото­рых, кстати, вовсе и не ядовиты, но в определенной пропорции и сочетании с другими «выжимками» составляют просто «термоядер­ную смесь», несущую мгновенную смерть. Кроме того, бушмены виртуозно умеют работать со змеиными ядами. Чтобы самим не стать жертвой «ползучего до­нора», бушмены в течение жиз­ни вырабатывают иммунитет употреблением  корня растения зоокам. И всегда носят кусочек корня на шее, как амулет и… средство первой помощи при уку­се. Такое универсальное противоядие позволяет местным знахарям «доить» и кобр, и гадюк, и скорпионов. А после — экспериментировать, смешивая их яд с растительными экстрактами, и колдовать над новыми сочетаниями и дозировками. Такие сложности вполне оправданы.

Дело в том, что растительные яды бушменов, в отличие от химических, убивая животное, оставляют его мясо вполне безопасным для употребления в пи­щу. Более того, считается, что место, в которое попала отравленная стрела — самое вкусное.  Кстати, ядами смазываются только наконеч­ники стрел, обычно костяные или металли­ческие. По сей день комплект оружия бушмены носят с собой в специальной сумке. Ходят слухи, что даже на партийных собраниях современные бушмены не появляются без отравленных стрел. Но, скорее, по привычке, нежели опасаясь напа­дения политических оппонентов. Между прочим, стрелы бушменов — это поч­ти произведение искусства. Они не очень длин­ные, украшены затейливой резьбой и не имеют оперения — чтобы поразить добычу, охотнику приходится подкрадываться очень-очень близ­ко. Луки у «детей пустыни» тоже непростые, и новичку ни за что с ними не справиться. Но что­бы насытиться, бушмены далеко не всегда стреляют в добычу. Иногда животных просто об­манывают. Маленькие люди перекрывают доступ к водоему, куда антилопы ходят на водо­пой, оставляя лишь небольшую, отравленную охотниками, лужицу. Но такие «легкие» трофеи случаются нечасто. Как правило, бушменская семья питается вовсе не мясом, а практически подножным кормом. 

Из «вершков и корешков» пустынных расте­ний они готовят каши, похлебки и даже десерты. Только европейцу лучше не знать, что входит в состав иногда очень и очень аппетитных лакомств. 

 

Например, «кустарниковые люди» очень лю­бят свой, особенный рис. Так бушмены называ­ют муравьиные личинки. И это далеко не самое экзотическое блюдо. Что поделать — небогата пустыня деликатесами. Вот испокон веков бушмены и жарят на огне саранчу, термитов, ящериц да гусениц. Не брезгуют многоножками и червями. Змея — подарок Богов, а мясо анти­лопы — вообще пиршество. Кстати, бушменский желудок сродни верблюжьему. Семья из четырех человек спо­собна за раз запросто умять целую антилопу, а потом неделями перебиваться с хлеба на воду. Между прочим, воду-то еще нужно добыть. Напои европейца местным чайком — и все, поминай как звали. А закаленные невзгодами пустынной жизни «кустарниковые люди» пьют и не морщатся. Живительную влагу они умудряются извлечь практически из ничего. Коренья, чахлые листочки — все идет в ход.  Бушмены придумали и удивительные ко­лодцы.

В песке выкапывается небольшая яма. Ее стены покрываются специальным раство­ром, потом наполняются водой. Мини-резер­вуар накрывают хитрой крышкой. Сверху конструкция «припудривается» песком, и лишь тоненькая трубочка-былинка указывает на наличие «тайного схрона». Сложно пове­рить, но даже после многокилометрового пе­рехода хозяин такого колодца безошибочно помнит его местонахождение. Так же велико­лепно бушмен ориентируется во времени, хотя часов они не признают вовсе и живут по свое­му календарю. Самобытное искусство «детей пустыни» до сих пор изумляет и впечатляет не только этнографов-фольклористов, но и… уфологов, пребывающих в вечном поиске на планете следов внеземных цивилизаций. Интерес последних привлекли загадочные наскальные рисунки бушменов.

Чего стоит один двухголо­вый страус — африканский ответ великодержав­ному российскому орлу. Не встречающийся в природе экземпляр, по мнению некоторых экспертов, и не страус вовсе, а инопланетная ан­тенна. Только сами кочевники предпочитают объяснять такие рисунки простым желанием древних охотников принести домой двойную порцию добычи. А вот мечты о столь необходи­мой в пустыне влаге заставляли бушменов рисо­вать… носорога. По частоте изображения он идет сразу за супер-страусом. Крупный обита­тель африканской саванны особенно полюбился бушменам за способность… вызывать дождь. То ли могучий носорожий торс ассоциировался у них с долгожданной тучей, то ли кочевники счи­тали его любимцем бога дождя, но факт остается фактом — «люди буша» исправно покрывали изображениями животного камни и стены пещер. Кроме того, бушмены, а точнее, их ша­маны — главные художники — очень часто рисо­вали некие абстрактные фигуры.

Кто-то из исто­риков считает, что беспорядочные черточки и окружности — всего лишь жреческий календарь. Другие же утверждают, что подобные картины были созданы шаманами в состоянии транса и навеяны потусторонними силами. Сегодня местные любимцы духов предпочи­тают получать «информацию» через танец, представляющий поистине завораживающее зрелище. Считается, что «качественная» ша­манская пляска способна излечить больного и даже спасти умирающего. Да и перед любым важным жизненным событием не мешает лиш­ний раз «проконсультироваться» с духами предков, так что колдуны не сидят без работы. 

Но XXI век вносит свои коррективы в жизнь даже самых стойких приверженцев традиций. Сегодня все больше бушменских детей посещает школы. В 1988 году местная красавица Карелия дю През, ставшая победительницей конкурса «Мисс Намибия», на призовые деньги открыла учебное заведение. И вот уже на протяжении 20 лет в подобных школах юных бушменов учат не только читать и писать, но и развивают их ге­нетические способности — умение идти по следу зверя, обращаться с дикой фауной и выживать в пустыне. Ведь она для бушменов по-прежнему все — и хлеб, и кров, и смысл жизни.

Эти люди никогда не занимались земледелием, едва ли смогут по­доить корову или построить дом. Зато фермеры с удовольствием нанимают их в качестве рабочей силы. Бушмен добросовестен и аккуратен, абсо­лютно не врет и не употребляет спиртного. Кстати, за последнее качество маленьких людей особен­но любят работодатели.  А причина такой стойкости — в полнейшей непереносимости ал­коголя. Уникально, но бушмены практически не потеют — сказывается многовековое «испытание пустыней», а значит, алкоголь всасывается мгно­венно и целиком. Одна-единственная бутылка способна сделать бушмена безнадежным алкого­ликом или даже убить! Сегодня они надели джинсы и бейсболки, но весь этот маскарад нисколько не изменил буш­менской сути. Правительство Намибии и ЮАР даже предложило им бесплатное жилье в городе. Пару семей приехали, заселились, а через пол­года собрали нехитрые пожитки и… ушли в неизвестном направлении.

Некоторые «кустар­никовые люди» остались жить в ЮАР, но катего­рически отказались запираться в четырех стенах. Их выбор — огромные палатки, напоминающие армейские. Натянул внутри пару-тройку вере­вок, повесил на них одеяла — вот тебе и много­комнатная квартира. Приехала теща погостить — еще веревка и простынь, и никто не чувствует себя ущемленным. Правда, так надолго осесть рискнули только несколько тысяч кочевников.  

Сегодня их сложно отличить от южноафриканцев — тот же стиль в одежде, та же маниакальная страсть к футболу и вечерним уличным посидел­кам. Может, только тоски в глазах чуть больше, да в заднем кармане джинсов по-прежнему припрятана коробочка с маленькими отравлен­ными стрелами. 

 

Влада Лепешинская.

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map