Инь Ян. Знак Великого Предела

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 5,00 из 5)

 Знак Великого предела наглядно выражает многие идеи "Книги перемен", поэтому его еще называют "Картой перемен". Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией. Этот рисунок напоминает рыбок, хватающих друг друга за хвост.

По преданию, этот знак был предложен легендарным Фу Си 7 тысяч лет назад. На первый взгляд знак Великого предела очень простой, но на самом деле в нем заложен огромный смысл. Всего несколько линий и фигур, только два цвета, но в них отражены все законы мироздания. Это очень емкий и сложный символ, это ключ к познанию многих еще не раскрытых законов жизни. Китайские мыслители часто обращались к этому знаку и, комментируя его, излагали свои идеи. Медики Китая видели в нем ключ к тайнам человеческого организма и утверждали, что он является "схемой человеческого организма". Мастера цигун называли знак Великого предела "схемой выплавления внутренней пилюли". Обращались к этому символу и живописцы, например, известные художники Ли Кучань и Хуан Биньхун говорили, что в этом знаке заключены все тайны китайской живописи. Мастера тайцзицюань уделяли ему особое внимание, все искусство тайцзицюань тесно связано с ним. Еще 300 лет назад Ню Дунь сказал, что этот знак предельно сжато выражает очень многое.

 

Это настоящее сокровище китайской культуры. Автор в течение 30 лет занимался тайцзицюань, размышлял над знаком Великого предела и всякий раз убеждался, что процесс его познания может длиться бесконечно. Ниже приводятся некоторые из его размышлений, касающиеся только девяти особенностей знака Великого предела.

Внутреннее единство

Цельное и объективное восприятие мира — это одно из основных свойств китайской традиционной философии. Знак Великого предела является тому подтверждением — он представляет собой цельную модель мира. Он дает возможность воспринимать мир в нерасчлененном единстве, объединяет все явления и в то же время позволяет увидеть место каждого явления в общей системе. Его можно использовать как для анализа законов всего мира, так и изучения законов развития отдельных предметов и явлений.

Гимнастика тайцзицюань унаследовала основное свойство традиционной философии Китая — ее интегральность, поэтому наставники этого вида боевых искусств "всегда говорили о том, что тело — это одна семья", что мощным бывает только то движение, в котором участвует все тело.

Они учили, что если нет движения в пояснице, то не получится движение руками, если нет внутреннего движения, то не будет и внешнего. Наставник Чэнь Чжаокуй часто повторял, что причиной неправильного движения в тайцзицюань является не ошибка в движении рукой или ногой, а неправильное движение всего тела. Правильное движение в тайцзицюань как бы волной проходит по всему телу. Оно зарождается в области "киноварного поля", поднимается вверх в грудной отдел, переходит в спину, плечи, руки и, наконец, достигает кистей. Сила всего тела всегда концентрируется в одной точке. В этом состоит не только преимущество, но и заключена большая сложность тайцзицюань. Для того чтобы в совершенстве владеть своим телом, требуется много усилий.

Формула круга

Знак Великого предела не плоский круг, а объемный шар. В тайцзицюань также все должно быть округлым, без впадин и выступов. Внутри энергия ци должна бурлить, а снаружи — образовывать сферу, упругий шар. Практически все приемы в тайцзицюань являются проявлением этого свойства упругости. Целью занятий тайцзицюань является превращение человеческого тела в такого рода шар. Конечно, тело не может стать шаром, но походить на него может. В ходе занятий следует овладеть умением управлять состояниями "пустотности" и "наполненности", научиться контролировать свой центр тяжести, превратиться в "неваляшку". Можно развалить самую крепкую и толстую стену из железобетона, но нельзя опрокинуть шар. Мастера тайцзицюань также практически невозможно опрокинуть, потому что он в совершенстве владеет искусством стабилизировать свой центр тяжести.

Симметрия инь и ян

Третьей особенностью знака Великого предела является симметричное расположение в нем двух символов: инь и ян. Они противостоят друг другу и уравновешивают друг друга. "Книга перемен" основана на сопряжении дуальных понятий: каждый предмет или явление могут быть описаны с помощью контрарных определений. Например: небо — земля, высокий — низкий, движение — покой, темное — светлое, жесткое — мягкое, добро — зло, естественное — искусственное и т. д. Члены этих пар не существуют друг без друга и неотделимы друг от друга, они находятся во взаимозависимости. Диалектическое единство противоположностей очень наглядно отражено в знаке Великого предела.

Жизнь — это взаимодействие противоположностей. Нет движения без покоя и наоборот. Дао — это одно инь и одно ян. Все рождается из взаимодействия инь и ян. Симметрия и гармония — это один из основных законов мироздания и один из основных принципов тайцзицюань. В тайцзицюань жесткость и мягкость друг друга уравновешивают, пустота и наполненность друг друга сменяют, быстрые движения следуют за медленными т. д. Гармония должна царить и в теле, и в сознании.

Взаимопорождение инь и ян

Четвертой особенностью знака Великого предела является проникновение инь в ян и ян в инь. В черной половине круга есть белая точка, в белой половине есть черная. Эта сторона взаимоотношений инь и ян очень .ярко отражена в "Книге перемен". Все "счастливые" триграммы непременно включают в себя черты инь и черты ян. Принцип взаимосвязи инь и ян нашел отражение во многих областях китайской культуры, например, эстетика с древнейших времен учила, что жесткость ян должна уравновешиваться мягкостью инь, что они должна проникать друг в друга и порождать друг друга.

Каким образом взаимоотношения инь и ян отражаются в тайцзицюань? В тайцзицюань всегда в "открытии" имеется "закрытие", в "закрытии" — "открытие". Например, в движении "белый журавль расправляет крылья" руки выполняют "раскрывающее" движение, а кисти — "закрывающее", ноги выполняют "раскрывающее" движение, а область паха "закрывается", колени "раскрываются", а стопы "закрываются". Это наглядно демонстрирует принцип: "Всегда есть то, что открывается, и есть то, что закрывается". "Раскрытие" — это ян, "закрытие" — это инь.

Увеличение и уменьшение инь и ян

Пятой особенностью знака Великого предела является взаимное вытеснение инь и ян: постепенное увеличение объема инь приводит к постепенному уменьшению объема ян и наоборот.

Для того чтобы овладеть тайцзицюань, надо очень хорошо представлять себе закономерности перехода из состояния инь в состояние ян и обратно. Особенно наглядно необходимость этих навыков проявляется в парных упражнениях. Надо уметь "выплюнуть и проглотить", "привлекать" и наступать, "поднимать" и "опускать". В наставлениях по парным упражнениям тайцзицюань говорится: "Если слева тяжесть, то здесь нужно создать пустотность и уйти вправо; если тяжесть справа, то пустотность надо создать справа, а уйти влево". В этом проявляется закон увеличения и уменьшения инь и ян. Там, где противник создает больше ян, ему нужно противопоставить больше инь, а там, где у противника больше инь, туда следует направить ян. Говорится: "Встретил сверху — уходи вниз, встретил внизу — уходи вверх", "встретил слева — уходи вправо, встретил справа — уходи влево". Если рука опускается вниз, то в ноге должна образоваться "пустотность", если какая-то часть тела опускается, то другая часть тела должна подниматься. Это очень наглядно видно в таких движениях, как "стойка золотого петуха на одной ноге", "алмаз разбивает ступу".

Движение инь и ян по спирали

Шестой особенностью знака Великого предела является S-образная конфигурация символов инь и ян. Это обозначает спиралевидное движение инь и ян. В тайцзицюань, особенно в стиле Чэнь, все движения выполняются по спирали. Переход от "пустотности" к "наполненности", от быстрого движения к медленному происходит по спирали. Наставник Чэнь Чжаокуй учил, что "открытие" и "закрытие" также происходит не по прямой линии, а по спирали.

Действие от противного

Еще Лао-цзы говорил, что противоположности движут Дао. Если хочешь ослабить, укрепи, если хочешь закрыть, открой, если хочешь упадка, добейся расцвета, если хочешь отнять, то сначала дай. Эта идея отражена и в "Книге перемен": когда вещь достигает предела своего развития, она превращается в свою противоположность. Это, можно сказать, одна из основополагающих идей традиционной китайской философии, особенно даосской. Она нашла свое отражение во многих сферах культуры, например в каллиграфии: если хочешь провести линию вверх, то сначала кисть надави книзу, если линию хочешь провести вправо, то начинай ее вести слева.

Принцип действия от противного является основным и в тайцзицюань. Если хочешь пойти влево, то сначала сделай шаг вправо, если хочешь выпрямить руку, то сначала согни ее, если хочешь наступать, то сначала отступи. Роль этого принципа особенно возрастает в парных упражнениях. Наставники стиля Чэнь для наглядности, объясняя действие этого принципа, использовали образы мяча и качелей. Для того чтобы мяч высоко подпрыгнул, его надо с силой бросить вниз, для того чтобы качели качнулись вправо, их надо сначала как следует качнуть влево. Во всех движениях стиля Чэнь заложена идея действия от противного: когда противник наступает, надо отступить, когда он отступает, надо наступать, когда он атакует справа, надо уходить влево.

Единство действия центробежных и центростремительных сил

Восьмой особенностью знака Великого предела является изображение взаимодействия центростремительных и центробежных сил — головы "рыбок" инь и ян устремлены к центру круга, а их хвосты от центра. За счет взаимодействия этих сил и происходит вращение. Что касается тайцзицюань, то взаимодействие этих сил составляет одну из его тайн. В стиле Чэнь на взаимодействии центробежных и центростремительных сил основаны принципы дыхания и управления "внутренней ци".

Рассмотрим дыхание. На выдохе легкие сокращаются — образуется центробежная сила. "Внутренняя ци" опускается в "киноварное поле", живот выпячивается — возникает действие центростремительной силы. На вдохе силы как бы меняются своими местами.

Если говорить о конечностях и туловище, то это взаимодействие также реализуется очень наглядно. Во время "толчка ладонями" руки выпрямляются и отводятся от тела, это действие можно назвать центробежным, но одновременно с этим колено сгибается, живот втягивается, производится вдох, втягивается анус — это все центростремительные действия. Этот пример наглядно демонстрирует взаимодействие и взаимосвязь двух сил: если верх удаляется от центра, то низ приближается к центру. На смену этому движению придет движение с другим соотношением центробежных и центростремительных сил. Такое соотношение является обязательным, его нарушение ведет к ошибкам.

Наполненность инь и ян

Девятой особенностью знака Великого предела является гармоничное и тесное соединение символов инь и ян. О таком взаимодействии инь и ян говорится в "Книге перемен": "Все в мире рождается от соединения инь и ян. Если они не взаимодействуют и расходятся, наступает смерть". В тайцзицюань силы инь и ян также объединены и находятся в гармонии: например, жесткость и мягкость, "раскрытие" и "закрытие", "пустотность" и "наполненность". Взаимодействуют сердце и почки, соединены меридианы жэньмай и думай.

 

http://lib.rus.ec/b/137082/read

 

Статьи на тему:

  • Круги на полях — новая афера?
    Задурили голову многим. Одни говорят о пришельцах, другие – о влиянии потусторонних сил. После моего выступления в рамках семинара «Наука и паранаука» на Российском философском кон...
  • История LAS VEGAS
    Лас-Вегас – самый известный в мире город-казино, который расположен в Соединенных Штатах Америки в штате Невада. Название “Лас-Вегас” в переводе с испанского означает “пойме...
  • Тайский массаж
    Тайский массаж часто воспринимают как продолжение (или начало) сексуальной услуги, поскольку только очень немногие из прибывающих в Таиланд туристов действительно знают, что "традиционный тайск...
  • Законы и причины
    Тема странных и нелепых законов бесконечна — в интернете масса ресурсов, где выложены длинные списки подобных «перлов» от юриспруденции. Я хочу привести только некоторые из таких з...
  • История копейки
    «Копейка рубль бережет» - гласит народная мудрость. И не случайно. Денежка эта на Руси всегда была самой доступной, несмотря на то, что инфляционные процессы присутствовали всегда, и цена ...
  • Интерес. Без него нет жизни
    Интерес – вот что позволяет нам продолжать находиться в потоке жизни. Поплавок, удерживающий нас на поверхности, несмотря ни на что. А когда нет Интереса к жизни, тогда нас ждут тоска, болезни...
  • Откуда пошло левостороннее движение?
    Споры о том, с какой стороны должен находиться руль, похоже, будут продолжать еще не одно десятилетие. Это незначительное различие в конструкции автомобиля навсегда разделило мир на все части &ndash...
  • Профессии, которые будут востребованы всегда
    Все мы хотим реализовать себя в жизни: найти любимого человека, иметь семью, детей, дом и, конечно, любимую работу. Причем ведь хочется, чтобы эта работа была не только любимым занятием, но и ...
  • Третий человек на ринге: история опасной профессии «рефери»
    Около ста лет назад в истории бокса произошло беспрецедентное событие: впервые на ринг помимо боксеров вышел судья. Смельчаком оказался Юджин Кори. После исторического матча в Лондонском Спортивном Кл...
  • Как избежать праздничного обжорства
    Праздничные дни, которые ожидают нас впереди, ставят перед людьми достаточно серьезную проблему вероятного набора веса в результате поглощения всевозможного числа кулинарных изысков и деликатесов. ...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map