Кто Вы, мистер Мороз?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Православные России отмечают День святителя Николая Чудотворца, прозванного в народе Николаем Угодником, Николой Милостивым или Николой Зимним. Его считают покровителем странников, торговцев и бедных, а также прообразом Деда Мороза.

 

Святитель Николай родился в городе Патаре в Малой Азии (территория современной Турции) в III веке н.э. До глубокой старости родители Николая не имели детей и просили бога дать им сына. Взамен они обещали посвятить сына служению богу. Молитва их была услышана. Николай был сначала священником, а затем и епископом города Миры Ликийские.

На Руси Николая Чудотворца очень почитали и считали его заступником всех странствующих. «Нет за нас поборника супротив Николая», — говорили крестьяне на Руси. «Зови Бога в помощь, а Николу — в путь», — с такими словами отправлялись крестьяне в путь.

Николая чтили не только за способность совершать чудеса (он мог, согласно легенде, успокоить бушующее море и воскресить мертвого), но и за его милосердие. Поэтому его и называли божьим угодником. По преданию, чтобы спасти свою семью от голода, глава семейства решил отдать в публичный дом трех своих дочерей. Но Николай Угодник, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Николай Угодник был скромным и спокойным человеком, гласит его жизнеописание. Но когда дело касалось православной религии, он становился ревностным ее защитником. Он разрушал идолов и храмы язычников. А на Первом Вселенском Соборе в 325 году Николай ударил по щеке еретика Ария, который выступал против христианства и единобожия.

Святитель Николай скончался в середине IV века. Его мощи уже более 900 лет покоятся в итальянском городе Бар, который стал для православных христиан святыней и местом паломничества.

Николая Угодника считают прообразом западного Санта-Клауса и российского Деда Мороза. Со дня этого святого на Руси начиналось зимнее сватовство, а молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряженых. По народным приметам, Николай Угодник приносит настоящие холода. 

Сегодняшний сказочный новогодний Дед появился при поддержке комсомола

  

Они предложили, чтобы на елке вместо лесных обитателей сидел… известный полярник Отто Юльевич Шмидт, весь в сосульках и с огромной бородой из ваты.



Нам кажется, что Дед Мороз существовал всегда и всегда был добрым старичком-волшебником. Увы, это не так. Поначалу характер у старичка был очень вздорным, Да и вообще, какой же он старик? На самом-то деле в нынешнем виде он родился всего… 70 лет назад! Да-да. Для точности – 1 января 1936 года. Вообще-то в Древней Руси вплоть до середины XIX века понятие "дед" и "мороз" были взаимоисключающими. "Дед" – это добрый дух предков, покровитель дома. Его нужно было всячески ублажать, чтобы дал хороший урожай, приплод, здоровье домашним. Кстати, обычай поминать покойников, так называемые "деды", тоже связан с древними языческими верованиями восточных славян. А вот "мороз" по тем же поверьям – совсем другое дело. Это хитрый, злобный старикашка, который только и знает, что пакостить. Бродит по деревням, от удара его посоха трескается бревно в избах. Так что понадобились годы перемен, чтобы столь разные персонажи слились воедино. И первым шагом стал высочайший перенос дня Нового года. Раньше на Руси его праздновали в первый день осени по окончании страды и сбора урожая. Какой уж тут мороз.

Равнение на Запад!

Царь-реформатор Петр Великий перекроил буквально весь уклад российской жизни. Даже календарь. Указом Его Императорского Величества с 1700 года повелевалось праздновать наступление Нового года на западный манер "1-го января дня" и всенепременно с песнями, плясками и "огненными потехами". При этом украшать жилище зелеными ветвями. Время шло, контакты Европы с Россией расширялись. Потихоньку в высшем свете двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга встреча Рождества с елкой и подарками вошла в обычай. За стольными градами потянулась и провинция.

 

Любимый праздник – двигатель торговли

Ко второй половине XIX века сложилась парадоксальная ситуация. Елки стояли повсеместно. Дети, конечно, радовались подаркам, найденным под елкой. Чаще всего то были конфеты, орехи, фрукты. Ну а раз елка из леса, вестимо, то вслед за ней должны появиться и жители лесные. Так на елке и под елкой поселились белочки, синички, зайчики. Но беспокойная ребятня постоянно спрашивала, откуда же появились все эти вкусности, кто их принес. Приходилось выдумывать на ходу. На роль доброго хозяина Нового года претендовал Санта-Клаус, перевоспитавшаяся Баба-яга, даже святой Николай-угодник. Но постепенно верх взял невзрачный старичок-лесовичок с всклокоченной бородкой, с огромным мешком за спиной. Но мудрые российские купцы сообразили – рождественская подарочная страда сулит немалые прибыли. Нужно было только формализовать новогодние праздники. В конце концов без малого век назад облик правителя Нового года практически окончательно устоялся. Эдакий бравый дед с гвардейской выправкой, одетый в боярскую шубу с боярским же посохом. Вот только Дедом Морозом его пока еще не звали. То "дедушка", то "хозяин", то "гость желанный". Знаменитый персонаж уже вроде и появился, но еще окончательно не родился. Оставалось совсем немного…

По врагам социализма – огонь!

В 1917-м большевики до Рождества и особенно до елок не добрались. Не до того было, хлопот невпроворот. Да и чего уж там, если сам Владимир Ильич ездил на елку к детишкам в Сокольники. Но со временем ситуация стала резко меняться. Буржуазным предрассудкам – бой. Рождество – долой. Ну а где Рождество – там, естественно, и елка. Вот где главная зараза сокрыта! Вот рассадник мракобесия! В прессе появилась активная антиелочная кампания. Шедевром, пожалуй, стал опус одного известного советского классика-антиклерикала. Не могу не процитировать:Скоро будет Рождество.
Гадкий праздник Буржуазный
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный.
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
И резюме:Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Вот так-то.Словом, спустя десять лет после победы Великого Октября, в 1927 году, елки повсеместно запретили, а тех, кто их подпольно продолжал наряжать, клеймили позором. Казалось, так будет всегда. Но…

 

Дед Мороз – лучший друг пионера и комсомольца

Все случилось совершенно неожиданно, причем в одночасье. Ровно семьдесят лет назад, 28 декабря 1935 года, сразу две газеты – "Правда" и "Комсомольская правда" – опубликовали письмо-обращение к комсомольцам секретаря ЦК Компартии Украины Постышева. Он призвал молодежь "возродить праздник новогодней елки, но на новой, советской основе". Ясно, что обращение было согласовано, с самим "вождем народов". Оно и понятно: "Жить стало лучше, жить стало веселее". Когда говорили "надо", комсомол немедленно отвечал "есть! ". Уже на следующий день в "Комсомолке" появилось постановление ЦК ВЛКСМ, подписанное его главой Александром Косаревым. Документ сурово предлагал "отметить новый праздник елки весело и без занудства".Что это такое, никто не знал. Первыми отреагировали кустари и артельщики – с 28 декабря они перешли на круглосуточную работу, выпуская игрушки и крестовины для елок. А в стране развернулась елочная страда. Кое-что подсказали старики, но нужны были новые атрибуты. Елки украшали моделями танков и самолетов, роль хозяина Нового года предлагали орденоносцам. Дальше всех пошли в 36-й школе Сокольнического района Москвы. Они предложили, чтобы на елке вместо лесных обитателей сидел… известный полярник Отто Юльевич Шмидт, весь в сосульках и с огромной бородой из ваты. Но все же первый блин был не комом. Елки прошли повсюду – попробуй ослушайся! – в том числе и на центральных площадях Москвы. Вот только Деда Мороза на них еще не было. До его рождения оставался один день! А было так. В той же "Комсомолке" 1 января 1936 года был опубликован "Рассказ с неожиданной развязкой". Его автор, Сергей Крушинский, привел на детский новогодний праздник веселого старика с белой, как из ваты, бородой. Старика тут же прозвали Дедом Морозом, и он начал триумфальное шествие по стране. Нигде более ничего подобного нет – в других христианских странах суетятся шаловливые Санта-Клаусы, в южных тропических краях – лесные бесы и прочие духи. Так что Дед Мороз – это исконно наше национальное изобретение и достояние. Но у малышей долгие годы возникал вопрос: "А где же Дедушка Мороз живет? Почему его так редко видят? " Ответ нашли неугомонный мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев. Оказалось, резиденция Деда Мороза – Великий Устюг. Вот уже несколько лет несут туда мешками письма, не иссякает поток мам и пап с чадами, греются провода от телеграмм и интернетных сообщений. Таких, например:

 

"Дедушка Мороз, если можешь, пришли мне Барби-фею и балетные тапочки тоже, если можешь. Мой адрес на обороте. Спасибо. Женя".

 

Время – вперед. Думаю, что Барби-фею и балетные тапочки Женя получит, а если она живет в Москве, то сможет лично поблагодарить Деда Мороза.  

 

Источник: Русский курьер

Статьи на тему:

  • No Related Post
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map