О новых чудесах света

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 В день трех семерок, 7 июля, на лиссабонском стадионе торжественно назвали победителей гонки за звание новых семи чудес света. Азия и Южная Америка триумфально обошли Европу, не говоря уже о прочих кусках суши вроде острова Пасхи. Три из новых чудес в списке азиатские — Великая китайская стена, набатейский каменный город Петра на территории Иордании, индийский мавзолей . Три других чуда — южноамериканские: статуя Христа Спасителя в Бразилии на горе Корковадо и два памятника, оставшиеся от индейцев: и (первый — на территории современного Перу, второй — в Мексике). Сплошная для нас экзотика. Ну и плюс единственный представитель Европы — римский .

 Затея с чудесами принадлежит швейцарцу (а ныне канадцу) Бернарду Веберу, искусствоведу, режиссеру и летчику-любителю. Полетав по миру, он решил, что вполне можно осуществить идею с выбором новых чудес. Старые-то, кроме пирамид, давно стерты временем. Да и были ли они?


Идея понравилась народу — больше ста миллионов человек откликнулись и проголосовали за своих кандидатов на сайте "Новые света", а также телефонными звонками и по СМС. Свершилось, и семь новых чудес представили публике. Среди 14 аутсайдеров оказались такие колоссы, как московский Кремль, Эйфелева башня, афинский Акрополь, британский Стоунхендж.

Ясно, что тут же посыпались возражения с вопросами. Во-первых, что такое сто миллионов. В пересчете на мировое поголовье людей это всего полтора процента.

Во-вторых, "а судьи кто". Выбор классических чудес света был освящен авторитетом Геродота и других античных мыслителей. Новые чудеса отбирали обычные люди, многие из которых в глаза не видели самих сооружений, но голосовали по разным причинам. По самой простой, например: "живу я здесь" (а на монумент еще когда-нибудь съезжу). Не зря же в гонке победили Тадж-Махал и Великая стена Китая — и индийцев, и китайцев в мире живет больше, чем других народов. А в Латинской Америке были развернуты целые агиткампании. Правительства Перу, Мексики, Бразилии активно призывали население зайти куда надо и кликнуть. Результат смотрите в списке новых чудес. Теперь, к радости жителей Южной Америки, к ним поедут новые туристы с толстыми кошельками.

И в третьих — не каждый, кто хотел бы подать голос, смог это сделать. Интернет и мобильная международная связь доступны сравнительно образованной и обеспеченной части мирового сообщества (хотя латиноамериканцы явно не из этого числа). А всем остальным остается лишь сказать "угу" и перелистать географическую энциклопедию.

Ну, и другие возражения были тоже. ЮНЕСКО, к примеру, не понравилось, что выбор свершился без ее участия и по иным принципам. Хотя самую-самую первую выборку Вебер и его помощники делали по списку мирового культурного наследия ЮНЕСКО, в котором 850 пунктов (правда, самовольно включили в свои списки знаменитую железную башню Парижа и замок Нойшванштайн, которых в перечне ЮНЕСКО нет).

Вебер полагает, что затеянная им кампания поможет сохранить памятники прошлого. ЮНЕСКО возражает. В организации считают, что подход должен быть шире, и все прочие сотни сокровищ мира заслуживают такого же признания, внимания и равной материальной поддержки, как и новоизбранные семь. А то еще и хуже получится. В подтверждение этому забили тревогу ученые: если сейчас, после признания Мачу-Пикчу чудом, туда ломанутся туристы — город просто не выдержит их веса и рухнет. Гранитные блоки за пять веков заметно повредила эрозия, и больше 1800 человек в день памятник вынести на себе не сможет.

Египет оскорбился, что их пирамиды, давно признанное чудо света, опять записали в какое-то там соревнование (и тогда Вебер отвел пирамидам особое место почетного кандидата в чудеса, исключив их из голосования).

А Ватикану не нравится, что в список попала всего одна христианская святыня, да и та относительно модерновая, и к тому же из Америки. А как же Сикстинская капелла с фресками Микеланджело, и барселонская Саграда Фамилья великого архитектора Гауди, и Собор Святого Петра в Риме, самый большой и прекрасный христианский храм? Собор Парижской богоматери, соборы Кельна и Дрездена, храм Гроба Господня в Иерусалиме — ни одно из этих сооружений не было упомянуто среди чудес — по крайней мере, на завершающих этапах конкурса.

Архиепископ Мауро Пьяченца, министр Ватикана по культурному наследию, возмутился и тем, что при выборе чудес не особенно учитывалась их художественность. Статуя Христа из Бразилии, он считает, победила под давлением бразильского президента и не отличается особенными достоинствами как произведение искусства. А, к примеру, перед "Страшным судом" Микеланджело каждый день замирают сердца тысяч посетителей.

Франция и Греция просто обиделись за свои башню и акрополь. Министр культуры Греции резюмировал: "Памятники — это не модели на конкурсе красоты".

Но что бы кто ни говорил, действо состоялось. И все услышали про победителей. И захотят увидеть их собственными глазами. И, может — ведь мир так меняется! — дейстительно увидят… Что в этом плохого? Как высказывается в ответ на все нападки Вебер, он просто напомнил людям о важности культурных ценностей и о том, что к ним надо относиться с особенным трепетом.

Великолепная семерка.

Новые чудеса значительно разбросаны по времени, стилям, эпохам, предназначениям… Пробежимся лишь по некоторым завитушкам их истории, убранства и облика.

Каменный город Петра.

Время создания: начат во втором тысячелетии до нашей эры. Как сказал английский поэт и путешественник Дин Бургон, "это необыкновенное чудо, красно-розовый город, моложе лишь самого времени".
Имя: по-гречески означает "камень". Петру строили набатеи — народ воинственный и трудолюбивый. Правда, к созданию уникальных высеченных в песчаных скалах портиков, домов, алтарей, возможно, приложили руку и древние греки, и римляне, и египтяне…

Фишка. История города полна загадок, и исследовано всего не больше трети его построек и коридоров. Многие верят, что в лабиринтах Петры до сих пор ждут своих первооткрывателей несметные сокровища.
Легенда: здесь, по поверью, Моисей стукнул посохом по скале, и израильский народ вдоволь напился из появившегося источника. Здесь же, на вершине самой высокой горы, похоронен первый библейский священник, брат Моисея Аарон.

Посещения: 350 000 человек в год.

В 1978 году иорданская Петра объявлена ЮНЕСКО памятником мирового культурного наследия. История Петры насчитывает как минимум 4 тысячи лет. Арабское племя набатеев (происхождением либо ассирийцы по одной теории, либо йеменцы согласно другой) заселили эти места. Набатеи верили, что скала живая, что она божество.

Расположена Петра у Вади Муса – долины в горах Иордании. Долина получила название благодаря бьющему в ней источнику (Вади в переводе с арабского — источник, из которого по легенде пили воду Моисей (Муса) и его спутники). В настоящее время это небольшая деревня с населением около 15 тысяч человек.

Начинается Петра с невероятной красоты ущелья Сик протяженностью около 1 километра. Высота скал в ущелье от 70 до 90 метров. В ширину ущелье не более 5 метров. Ширина и извилистость надежно защищали осевших здесь набатеев от завоеваний. Однако римляне подчинили себе набатеев в 106 году до н.э.

 

 

Великая китайская стена.

Время создания: начали строить во времена династии Цинь (475-221 гг. до н.э.), а до наших дней сохранились участки, созданные при династии Мин в XIV-XVII веках. Имя: с китайского название переводится как "длинная стена". Это самое длинное в мире творение рук человеческих — 6350 км в длину.
Фишка. В былые времена проникнуть в Китай через стену было очень сложно: пропускные пункты закрывались на ночь и не открывались ни при каких условиях. Один раз провести ночь под стеной пришлось даже самому императору.

Легенда: для постройки стены согнали пятую часть страны, многие погибли здесь от непосильных трудов. Есть старинная история о том, как одна любящая китаянка, узнав о гибели мужа, разрушила стену потоком своих слез.

Посещения: 10 миллионов туристов в год.

Великая Китайская стена сооружена на каменном фундаменте, основным же ее строительным материалом является кирпич. Впрочем, кирпичными являются только внешние стенки стены, обширное пространство между ними заполнено плотно утрамбованной землей. Подсчитано, что на строительство этой гигантской постройки пошло семьсот миллионов человеко-часов, сто восемьдесят миллионов кубометров земли и шестьдесят миллионов кубометров камня и кирпича. Ни одному египетскому фараону и не снился такой объем работы!

Стандартная высота стены – пятнадцать метров, ширина – 5,5 метра. По верху стены, скрываясь за зубцами, свободно могли разъехаться две встречные повозки или пройти отряды солдат по пять человек в ряд. Таким образом, это сооружение было не только крепостью, но и дорогой.

Через каждые сто – сто двадцать метров (расстояние двух полетов стрелы) над стеной поднимаются квадратные невысокие башни, с которых хорошо простреливается ближайший участок местности. С этих же башен при помощи дымовых сигналов, а ночью – с помощью сигнальных огней – можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью. Когда-то башен было шестьдесят тысяч, по крайней мере, так утверждают китайские историки. Сейчас же, когда стена во многих местах обветшала и осыпалась, их насчитывают около двадцати тысяч – тоже цифра внушительная.

Кое-где в стене встречаются ворота. Их немного. Они расположены на караванных путях и возле городов. Пять основных ворот на пяти основных караванных дорогах считались воротами в Китай. Одни из них находятся неподалеку от Пекина. До сих пор в сознании многих старожилов области, не ограниченные стеной, не являются Китаем, поэтому сюда и по сей день привозят китайцев, скончавшихся «за пределами страны». Города у пяти ворот обязательно имеют обширные кладбища.

Военное значение Великой Китайской стены, когда она была укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. «…Несмотря на то, что она сооружена с полным презрением к законам фортификации, она настолько солидна и неприступна, башни и ворота ее настолько разумно расположены, что даже современная армия, первоклассно вооруженная для штурма крепостей, может остановиться перед ней, при условии, правда, если будет сделана хоть какая-то попытка для ее обороны» – так говорил во второй половине XIX века английский генерал Вильсон. Но в том то и дело, что большую часть времени охранять такую длинную крепость было некому.

Существует закономерность: пока государство сильно, неприступные твердыни ему не нужны, соседи не смеют напасть на него. Когда же государство слабеет, никакие крепости не могут долго держаться. И как бы ни были отважны их защитники, как бы ни были полны кладовые и глубокие колодцы, пройдет месяц или год, и – в результате слабости, предательства, подкопа, взрыва – крепость обязательно падет.

Не прошло и полувека со дня окончательного завершения Великой Китайской стены, как ее преодолели маньчжуры и, воспользовавшись развалом императорской армии и несогласованностью действий крестьянских вождей, захватили Пекин. Причем, важно отметить, что еще до окончательного покорения Китая маньчжуры нередко пересекали Великую стену и уводили пленных и скот. В одном из таких набегов увели с собой четверть миллиона человек и полмиллиона голов скота.

Дальнейшее развитие военного дела, технический прогресс, появление новых средств и методов ведения войны очень скоро лишили Великую Китайскую стену своей мощи. Поддерживать ее в боевом состоянии оказалось слишком дорого, да и невыгодно. Во многих местах, особенно вдали от больших городов, эта грандиозная постройка обветшала, осыпалась и стала представлять собой слегка возвышающийся над окружающей местностью полуразрушенный земляной вал. Особенно пострадали ее отростки, построенные тысячу, а то и две тысячи лет назад. Однако, несмотря на это, стена продолжала поражать воображение, и неудивительно, что именно она стала символом Китая.

И сейчас, как и тысячу лет назад, она бежит через весь Китай, встречая на пути гору, она не огибает ее, а взбегает на вершину, чтобы также спуститься с другой стороны; она пересекает сухие степи и проходит вблизи городов. Она удивительна и трагична. Это величайший в мире памятник многовековому труду целого народа, но одновременно и памятник человеческому горю, бесправию и бесполезности начинания, остановиться в создании которого никто не смог и не захотел.

 

 

Мачу-Пикчу.

Год создания: 1440. Имя: означает "Старая вершина", поскольку великий правитель инков создал этот горный приют на вершине хребта высотой 2057 метров. Правда, на самом деле город назывался иначе — как именно, остается тайной. Название "Мачу-Пикчу" старинным развалинам дали в XIX веке, когда американский путешественник Хирам Бингхем случайно их обнаружил. По последним версиям ученых, Мачу-Пикчу был летней резиденцией правителя инков, и там проводила каникулы знать и прислуга.

Фишка: загадочен. Никто не знает, почему жители внезапно покинули город в 1532 году; инка не использовали колес, и как тогда они транспортировали массивные гранитные блоки, тоже загадка. И еще: ни у инков, ни у испанцев нет ни одного упоминания о городе.

Скандал: Первооткрыватель Бингхем трижды побывал в Мачу-Пикчу и собрал на раскопках древнего города более 5000 предметов, а потом вывез в США. Сейчас власти Перу ведут судебные тяжбы за возвращение реликвий на историческую родину. По условиям соглашения, заключенного почти сто лет назад, Бингхем вывозил древности на короткое время. Правда, внук Бингхема утверждает, что никогда не слышал о соглашении, что коллекция лучше чувствует себя в США, да и вообще только благодаря этому переезду реликвий о Мачу-Пикчу узнал весь мир.
Посещения: 400 000 человек в год.

Мачу-Пикчу иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли.

Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах.

Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитеров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах.

Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: перед нами жилища сановников и вельмож.

В западной части возвышается главный храм с алтарем для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу.

Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Но мы мало что знаем о нем. Зачем понадобилось инкам строить город на высоте 2450 метров над уровнем моря, так далеко от центра государства? Нам неизвестно ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда.

В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу инкские каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение. Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Из-за того, что сама башня и прилегающие к ней строения очень похожи на средневековую крепость, перуанцы позже назвали весь этот комплекс Эль-Торреон («бастион»), но главное его предназначение, несомненно, было чисто религиозным. Башня была возведена вокруг непотревоженного куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь.

Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нем находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий. После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался еще четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещениям солнца во время зимнего солнцестояния.

Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трехстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста».

Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских каменщиков: два громадных блока ее фундамента с вырезанными 32 углами в трех измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. Может быть, самым заманчивым из всех построек в Мачу Пикчу является расположенный в восточной части площади «Храм трех окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами.

Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нем должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведет свое происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. К сожалению, такое заманчивое предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу Пикчу относится к позднему инкскому периоду.

От Священной площади по гранитному склону с террасами, под длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы, там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием».

Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились.

Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства.

Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть.

 

 

Тадж-Махал

Имя: Тадж-Махал — это один из титулов любимой жены Шаха-Джахана, Арджмуманд Бану. Она умерла, рожая четырнадцатого ребенка, и безутешный Шах воздвиг пятикупольный мавзолей с четырьмя минаретами в память о ней. Двадцать тысяч человек приняли участие в строительстве. Мрамор для мавзолея везли издалека, стены, пол и потолок покрывают бесчисленные узоры из цветов, арабской вязи и фруктов. Шах не пожалел самоцветов для украшения последнего ложа любимой. Сам он тоже похоронен в мавзолее.
Фишка. Место для Тадж-Махала было выбрано так удачно, что ни одно землетрясение не нанесло ему серьезного вреда.

Легенда: Шах, когда еще был принцем, встретил свою будущую жену на базаре: бедная девушка перебирала в руках деревянные бусы и так посмотрела на него, что он сразу решил взять ее в жены. Как полагается высокому правителю, Шах имел большой гарем, но не видел других женщин, кроме Арджуманд. За 17 счастливых лет брака родилось 13 детей. Любимая жена даже сопровождала Шаха в военных походах.
А теперь, как гласит поверье, в сезон дождей на гробницу падает одна-единственная капля воды, похожая на слезинку.

Посещения: 3 миллиона человек в год.

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землей. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м. на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить ее), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившимся на строительство за 300 км.) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец, но оно не было достроено.

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.

 

 Статуя Христа-Спасителя на Корковадо.

Имя: более точный перевод названия монумента — Статуя Христа-Искупителя. Огромную фигуру ростом в 38 метров и весом в 1145 тонн возводили на деньги, собранные верующими. Размах рук Христа — 23 метра, а внутри проложен туннель.

Фишка. Недавно статуе "повысили статус" — в честь 75-летия ее признали одной из главных святынь Бразилии. К юбилею отстроили часовню, в которой можно повенчаться на высоте 700 м над уровнем моря.
Посещения: 1 миллион человек в год.
 

 

Колизей.

Время создания: 72-80 гг. Имя: означает "колоссальный". Правда, первоначально это сооружение для массовых зрелищ называлось Амфитеатром Флавиев. Во времена императоров в Колизее размещались 87 тысяч зрителей. Высота стен — 50 м, а длина по окружности, вернее, по эллипсу, — 524 м.

Фишка. Игры в честь открытия Колизея продолжались 100 дней, и одновременно здесь могли выступать 3090 пар гладиаторов. Кроме этих боев, конских состязаний, спортивных соревнований, боев с животными, в Колизее устраивали даже морские сражения, заполняя арену водой.

Легенда: Во времена позднего Возрождения в Колизее по ночам совершались ритуалы черной магии. Возможно, и название Колизей получил от слов Colis eum? — "Ты ему поклоняешься?", которые произносят во время своих ритуалов сатанисты.

Посещения: в Риме бывают 50 миллионов туристов в год. Очень многие из них заходят в Колизей. А уж просто проезжают мимо все до единого

Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) или Колизе́й (лат. Colosseum) — самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эквиллинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, принадлежавший к «Золотому Дому» Нерона.

Колизей в Древнем Риме

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний: "Предпринял он и новые постройки: … амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом "

Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу[2]: "При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей "

Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии), казни христиан. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Феодорика Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Колизей в Средние века и Новое время

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу.

Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV ). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в XXXXI веках

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, но не попал в окончательный список, который был оглашен 7 июля 2007 года.

Конструкция Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей.

Амфитеатр Флавиев построен из крупных кусков травертинского камня, которые некогда были соединены между собой железными связями; для внутренних частей употреблены в дело также местный туф и кирпич. Дыры, видимые ныне в различных местах стен, суть гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую железо очень ценилось и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляюший сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот (на оконечностях малой оси, со стороны Эквиллинского и Целиевского холмов) были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.

Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под неё людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились больше чем на половину всего пространства арены, назначение многих из этих стен и столбов пока ещё в точности не ясно.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Использование образа Колизея

Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.

Среди других примеров использования образа:

*
o Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Причина кроется в созвучии фразы «Нерон сжигает Рим» (англ. Nero Burning Rome) и названия программы (англ.
Nero Burning ROM).
o Песня рок-группы Ария «Колизей».
o Колизей в играх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV.

А вот фильмы про гладиаторов никогда не снимаются в Колизее — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине после Колизея и гораздо лучше сохранившийся.

 

 

Чичен-Ица.

Время создания: VI-VII век. Имя: на языке майя означает "место у колодца племени Ица". Этот центр индейцев майя, позже захваченный тольтеками и превращенный ими в свою столицу, был сильно разрушен в 1178 году. Западный мир узнал о городе в середине XIX века. С тех пор там велись множественные раскопки и реставрационные работы.

В Чичен-Ице много достопримечательностей — от пирамиды Кукулькана до колодца смерти, площадки для игры в мяч и Храма бородатого человека, в котором такая акустика, что слышен любой шепот.

Фишка. Количество туристов резко возрастает в дни весеннего и осеннего равноденствия. Они идут к пирамиде Кукулькана (она же — замок Эль-Кастильо), которая была построена так, что в дни равноденствия падающая от солнца тень перемещается по ступенькам храма, создавая иллюзию движения змеи. Спектакль длится 3 часа 22 минуты. Возможно, для майя это означало возрождение бога Кецалькоатля.
Посещения: 500 000 туристов в год.

Чичен-Ица занимает площадь около трех квадратных километров. Современного туриста встречает совершенно иная картина, чем увиденная Стефенсом и другими путешественниками XIX века. Древние сооружения находятся теперь на открытом, очищенном от растений пространстве. К городу ведет старательно поддерживаемая дорога, по которой курсируют автобусы с туристами.
Храм воинов

Самой известной постройкой Чичен-Ицы является пирамида Кукулькана. Другая известная постройка — Храм воинов с его колоннадой. В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня.

На территории города есть гигантский колодец, созданный природой. Этот знаменитый колодец — его и сейчас продолжают называть священным — поражает своими размерами. Почти круглый, словно его кто-то высверлил огромным коловоротом, он достигает с диаметре шестидесяти метров!

Трудно сказать, как глубоко уходят его крутые, почти отвесно падающие вниз стены, однако хорошо известно расстояние от естественной кромки колодца до мутной глади поверхности его воды — двадцать метров! Колодец Смерти занимал важное место в жестокой религии древних. В его сине-зеленые воды жрецы майя сбрасывали жертв, чтобы умилостивить богов.

Древние строители Чичен-Ица точно выверяли расположение каждого строения в городе, достигая особого акустического эффекта, при котором усиливались даже самые тихие звуки. Экскурсоводы, стоя у пирамиды Кукулькан, с удовольствием демонстрируют изумленным туристам, как звук хлопка в ладоши вызывает многократно усиленное эхо на вершине пирамиды.

Удивительные акустические свойства имела и площадка для игры в мяч. Два человека, один из которых находился в Северном храме, а другой — в Южном, могли совершенно спокойно беседовать друг с другом, ничуть не напрягая голоса, хотя их разделяло расстояние в полторы сотни метров! Более того, никто другой (если только он не стоял рядом с беседующими) не мог услышать их разговор.

В это верится с трудом, но такая «система для переговоров» существует на площадке по сей день, и все желающие могут на себе испытать действие этого непостижимого для разума чуда. Как знать, предусмотрен ли был строителями заранее акустический эффект или, случайно его обнаружив, они довели до совершенства этот «каменный телефон»?

Игра в мяч (на языке майя «пок та пок») у древних майя имела ритуальный характер, поэтому игровые площадки были неизменным элементом всех городов майя. В Чичен-Ице их было как минимум 12. Но среди вполне обычных стадионов в этом городе был грандиозный Большой стадион, который, без сомнения, был сооружен, чтобы увековечить память о военных успехах правителей.

Большой стадион не имел себе равных ни по размеру, ни по красоте сооружений, окружавших со всех сторон площадку для игры в мяч. Это целый архитектурный комплекс, состоящий из окруженной стенами площадки и четырех храмов. Стены стадиона украшены барельефами с изображениями различных моментов игры в мяч, игроков в своеобразных одеждах и событий, сопутствующих игре.

Поразительны размеры сооружения. Общая длина площадки для игры в мяч 147 метров, ширина 36 метров, кольца встроены на высоте 8(!) метров! Сложно представить, как можно было играть на поле такого масштаба.

Саму площадку древние строители сориентировали почти строго с севера на юг. На высокой двухметровой панели возвышались массивные громады трибун — восточной и западной. Стены трибун поднимались вверх от панели еще на 6 метров. Прибавьте к ним высоту самих панелей, и получится, что зрители наблюдали за игрой с отвесной стены восьмиметровой высоты!

Это обеспечивало им безопасность. Литой каучуковый мяч, которым сражались игроки, летел с такой силой, что мог убить зазевавшегося или не очень расторопного игрока, а тем более зрителя, не тренированного для подобных забав. С севера и с юга площадку ограничивали каменные стены. В центре каждой из них прямо друг против друга стояли два небольших великолепных храма. Но самым замечательным сооружением Большого стадиона Чичен-Ицы был храм Ягуара с пирамидальным основанием, построенный на восточной трибуне.

У его входа — две массивные колонны, выполненные в форме крылатых змеев с отпугивающе раскрытой громадной пастью. Храм раскрашен яркими, сочными красками, украшен каменными барельефами и скульптурами. Он господствовал над всеми остальными сооружениями стадиона. В храме находился каменный трон. Правитель Чичен-Ицы наблюдал отсюда за священной игрой.

Традиция игры в мяч у древних майя предполагала комплект снаряжения, который состоял из «хомута» (он закреплялся на поясе игрока), наколенников, защитной обмотки на руках и под «хомутом», а также каменной биты, по форме напоминающей гирю.

Тяжелый (до 2 кг) каучуковый мяч размером с человеческую голову принимался на «хомут» или отбивался битой. Дотрагиваться до мяча игроки могли лишь бедрами, локтями и коленями. Бросать мяч рукой или ударять ступней категорически запрещалось. Такая игра на практике превращалась в динамичный гладиаторский поединок, где ошибка могла стоить игроку жизни.

Много часов длилась игра. Попасть в кольцо было невероятно трудно, так как его диаметр был лишь на ничтожно малую величину больше диаметра мяча. Между тем каждый неудачный удар, заканчивавшийся столкновением с кольцом, засчитывался как штрафное очко (кольцо имело вид свернувшегося Пернатого змея или головы священного попугая гуакамайя, прикосновение к которым считалось великим кощунством). Побеждала команда, которой удавалось, наконец, забить мяч.

Соревнование носило ритуальный, магический характер, о чем, в частности, свидетельствует эпос майя «Пополь-Вух». Игра заканчивалась ритуалом жертвоприношения богу Солнца. Ритуал этот теснейшим образом был связан с культом плодородия — изображения сцен игры и обезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.

После игры на высокой стене, служившей платформой Южного храма, жрецы зажигали каучуковые мячи. Густой дым, медленно поднимавшийся к небу, извещал о начале жестокого церемониала. Закон священной игры требовал смерти капитана проигравшей команды. И обезглавливал его… капитан отряда-победителя!

Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Ее еще называют «Эль-Кастильо» (что в переводе с испанского означает «замок»).

Пирамида была построена в ХI веке и посвящена высшему богу. «Кукулькан» на языке майя означает «оперённый змей» (чаще встречается менее правильный перевод — «пернатый змей»). Высота пирамиды 25 метров, на ее верхней площадке расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м.

На сторонах пирамиды — 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир —то место, куда они отправлялись после смерти.

К вершине пирамиды ведут четыре широкие крутые лестницы, поделенные на 18 пролетов, каждый из которых соответствовал месяцу года, так как в календаре майя было 18 месяцев.

Каждая лестница состоит из 91 ступени. Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91 x 4 + 1 = 365 — количество дней в году.

Эти цифры — вовсе не случайное совпадение. Ученые сделали заключение, что майя положили в основу пирамиды принцип календаря. Да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение.
Пирамида ориентирована строго по четырем сторонам света. Изображение бога-змеи украшает северную лестницу пирамиды Кукулькан. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана. Такое их расположение тоже не случайно. Подъем по лестнице на верхнюю площадку пирамиды небезопасен. Лишь одна, западная лестница, реставрирована, и по ней можно подниматься, держась за протянутую вдоль железную цепь.

При взгляде снизу на лестницу не чувствуешь перспективы, кажется, что ширина ступеней внизу и наверху пирамиды одна и та же. Этот оптический обман, по-видимому, создан для усиления магического действия сооружения. В действительности лестница расширяется кверху таким образом, чтобы в точности компенсировать эффект перспективы. Есть у пирамиды Кукулькана и еще одна интересная особенность. Она была обнаружена только в ХХ веке при реставрации этого сооружения. Дважды в году происходит явление, которое непосвященным может показаться чудом…

Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект. Тысячи людей собираются в ожидании удивительного зрелища. Время отсчитывает последние секунды. И вот с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды…

А происходит это так:

17 часов 15 минут. На баллюстрадах пирамиды начинается игра солнечного света. Появляется изображение, образованное тенью, которая отбрасывается северо-западным углом пирамиды. По мере того, как солнце опускается все ниже и ниже, картина становится более отчетливой.

17 часов 30 минут. Семь треугольников света полностью обрисовывают семь изгибов огромной извивающейся змеи. Ее хвост находится на верхней платформе пирамиды, а тело тянется вниз вдоль лестницы, где возле самой земли заканчивается внушительной скульптурой змеиной головы со свирепо разинутой пастью. Эта иллюзия длится ровно 3 часа 22 минуты.

Можно только предполагать, что это символизировало для майя. Возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что священный Пернатый змей Кукулькан как бы возвращается к жизни. Современные же паломники утверждают, что при виде необычного зрелища у них наступает духовное просветление.

Это почти волшебное явление древнего божества как сигнал наступления равноденствия показывает, что у древних майя существовала развитая геодезия и астрономия. Если бы пирамида была повернута хотя бы на один градус в сторону, удивительная игра света и тени никогда бы не проявилась!

Только цивилизация с высококвалифицированными топографами и астрономами могла добиться столь прецизионной точности, чтобы получить из игры света и тени уникальное изображение в точно заданном месте в точно заданный момент!

Хроника.

2000. Объявлено о начале отбора "чудес".
2005. В списке оставлены 77 кандидатов, получивших максимум голосов.
1.01.2006. Выбрано 21 чудо.
7.07.2007. Новые 7 чудес света объявлены на торжественной церемонии в Лиссабоне.

Семь древних чудес света.

* египетские пирамиды (сохранились).
* висячие сады Семирамиды.
* статуя Зевса.
* Колосс Родосский.
* мавзолей в Галикарнасе.
* храм Артемиды в Эфесе.
* Александрийский маяк.

Статьи на тему:

  • 15 наиболее распространённых научных мифов и заблуждений
    Научный миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. При популяризации научные теории, факты, и события искажаются до неузнаваемости. От упрощения науки...
  • Великая Китайская стена и ее загадки
    Это сооружение по праву считается величайшим достижением мировой цивилизации. Великая Китайская стена поистине уникальна, а загадкам монументального рукотворного строения нет числа. «Камен...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map