Рыбусь: болельщики "терека" просили меня не забивать сборной россии
www.terek-live.ru

История Деда Мороза и Снегурочки

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 5,00 из 5)

 Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября…

В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза… Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега…

 

В литературе образ Мороза мифологизируется по двум направлениям. С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), где Мороз представлен злой силой, любящей «кровь вымораживать в жилах / И мозг в голове леденить», он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека…

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств»…

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро»…

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?..

Персонаж, которому дети были обязаны елкой и подарками, выступает под разными именами.

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) — единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) — вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; (1914) — только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз(1890-е годы) Елкич…

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа. Предпочтение, отданное Деду Морозу, нуждается в объяснении. В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка) …

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. До его прихода дети подарков не получают. Они с нетерпением ожидают его прихода. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира.

Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей — предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой.

К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки»…

Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов» … В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг — рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

В течение зимних каникул дети обычно посещали несколько елок (в детском саду или в школе, на предприятиях и учреждениях, где работали их родители, домашние елки у друзей и знакомых). И на каждом празднике они встречались с новым Дедом Морозом…

http://www.kalitva.ru

 

Статьи на тему:

  • Как отмечают Новый год в мире
    Как грамотно использовать традиции других народов: после четвертого тоста – прыжки на доске, после седьмого – гонки с яйцами, после десятого гасим свет… Новый год можно назвать самым популярным пра...
  • Как Вы встречаете Новый Год?
    Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейс...
  • Дед Мороз VS Санта Клаус
    А наш дед Мороз в пограничных войсках, Наш дед Мороз в пограничных носках, Наш дед Мороз в тулупе и кирзочах, Пьяный как усе!…   Для тех, кто думает, что все знает, или наоборот понятия ...
  • Общество — Встреча Нового 2011 Года во всем мире
      Благодаря этому выпуску вы сможете узнать, как прошло празднование нового года в разных странах мира: от Нью-Йорка до Бишкека и от Сиднея до Монтевидео, а также узнать немного...
  • 2011 — год Кролика
    Чей год 2011 и что нам от него ждать? 2011 год будет годом Кролика (кота). Согласно календарю древнего Китая, Кролик — символ 2011 года, будет металлическим. В зависимости от перевода сч...
  • С Новым Годом!!!
      Дорогие посетители портала «Нечто», поздравляю вас с наступающим Новым Годом! Желаю вам счастья, крепкого здоровья и успеха в Новом Году! Уходящий год был богат на соб...
  • Новый год!!!
    Предлагаю вашему вниманию подборку статей замечательном празднике Новый Год!!! Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел но...
  • Почему на Пасху принято дарить яйца?
    Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот о...
  • Самые необычные праздники
    Журнал Time Magazine представил серию фотографий под названием The World’s Wackiest Holidays, посвященную самым необычным праздникам и фестивалям из разных уголков нашей планеты.   ...
  • 13 августа — Всемирный день левши
    Левша́ — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Антоним к термину «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 10 %, т...
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Рыбусь: болельщики "терека" просили меня не забивать сборной россии
www.terek-live.ru

Рыбусь: болельщики "терека" просили меня не забивать сборной россии
www.terek-live.ru
Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100 free counters

Large Visitor Map