27 июля 1953 года американцы сбили советский пассажирский самолёт Ил-12

просмотров: 4 169
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 5,00 из 5)

 Большие и малые вооруженные конфликты и войны, на протяжении всего XX века происходившие практически во всех уголках планеты, породили немало тайн и загадок. 27 июля 1953 года в небе Китайской Народной Республики четырьмя реактивными истребителями ВВС США был расстрелян безоружный советский транспортный самолет Ил-12 с 20 пассажирами на борту.

Товары для дома
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома

https://istokprint.ru/

… В тот день над Порт-Артуром светило жаркое солнце. Второй месяц лета 1953 года подходил к концу. Вместе с ним заканчивалась корейская война, ставшая, по сути дела, первым реальным, со времени Второй мировой полигоном, на котором проходила испытания новейшая для того времени боевая техника СССР и США. Как известно, практически все вооружение – от автоматов АК-47 до реактивных истребителей Миг-15, на которых воевали северокорейские (и советские) пилоты, поставлялось режиму Ким Ир Сена Советским Союзом. В свою очередь американская сторона не только снабжала самым современным оружием Ли Сын-Мана и его сторонников, но и сама принимала непосредственное участие в боях на Корейском полуострове.

 

Экипажу готовящегося к вылету во Владивосток пассажирского самолета Ил-12 предстоял совершенно обычный рейс. Погода была хорошая, никаких сюрпризов от «небесной канцелярии» синоптики не обещали, да и маршрут, которым они проходили уже не один десяток раз, был знаком им, как грунтовка родного аэродрома.

Товары для дома
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома

https://istokprint.ru/

После непродолжительной задержки – ждали припозднившегося пассажира – Ил развернулся на рулежной дорожке и, пробежав по накаленной солнцем полосе, взмыл вверх. Несколько минут спустя только темная точка в небе еще указывала направление, в котором скрылся самолет. Но приземлиться во Владивостоке ему не было суждено. Через два с половиной часа, когда Ил-12 находился недалеко от китайского городка Хуадянь, из облаков появились сразу четыре «Сейбра» и начали расстреливать пассажирский самолет…

На его борту находились шесть членов экипажа и 14 пассажиров. Вначале в официальных сообщениях писали, что их было 15, и только после того, как в обломках Ила нашли штурманскую планшетку со списком пассажиров, стало ясно, что один человек из тех, кто должен был лететь в тот день, на самолет не успел. Поругался с женой, да так, что опоздал к вылету. От пустяков иной раз зависит человеческая жизнь. Был и еще один, чудом спасшийся. Матрос, которого сняли с того самого рейса, чтобы освободить место для торопившегося во Владивосток офицера.

Двое остались живы. Двадцать – погибли. Когда через несколько дней их нашли, стояла страшная жара, и то, что осталось от людей, захоронили в Порт-Артуре. Только в декабре того же года останки кремировали и перевезли во Владивосток. Тогда и появился в тихом скверике на остановке «Дальзаводская» скромный памятник.

***
Ил-12 стал одной из последних жертв корейской войны. Именно в этот день, 27 июля 1953 года, в Паньмыньчжоне было заключено долгожданное перемирие. Но напоследок воевавшая в Корее Восьмая армия США решила еще раз показать клыки. Буквально за несколько часов до подписания Паньмыньчжонского договора в воздушное пространство Кореи и Китая вторглись 324 военных самолета! Более 70 из них были направлены в район, где пролегала воздушная трасса Владивосток – Порт-Артур… Неужели для «охоты» на советские самолеты?

Сбитый над Китаем Ил-12 был военным «бортом». Однако в те годы «ильюшины», наряду с ленд-лизовскими «дугласами», использовались и для грузопассажирских перевозок.

Обстоятельства гибели самолета до сих пор не вполне ясны. В рапорте командира звена американских истребителей капитана Ральфа С. Парра, написанном вскоре после «боя» с безоружным самолетом, говорится, что Ил-12 был сбит… над Северной Кореей. Именно такой версии придерживалась вначале американская сторона. Однако после того как на плоскогорье между китайскими городами Хуадянь и Дуньхуа, куда упал Ил, советскими военными была привезена группа представителей ООН, от той версии американцам пришлось отказаться.

Более того – проведенное тогда же расследование, большая часть материалов которого закрыта до сих пор, показало, что еще за час-два до появления советского самолета китайские крестьяне видели несколько упорно круживших над полями «Сейбров». Словно кого-то ждали. Значит, Ил-12 не был простой жертвой решивших поразвлечься воздушных пиратов? Тем более, в последний день корейской войны.

Радиус действия F-86 «Сейбр» составлял 1600 километров. От китайско-корейской границы до места, где сбили советский самолет, – 300 с лишним километров. Примерно столько же, если не больше, американским истребителям пришлось пролететь с аэродрома наземного базирования, который никак не мог располагаться выше 38-й параллели – именно по ней проходит демаркационная линия между Севером и Югом Корейского полуострова.

Трудно представить, что американские пилоты могли решиться на далекий полет наугад, не зная, попадется им здесь что-нибудь или нет.

Значит, наш самолет ждали? Или – ждали не его, а кого-то еще?

***
У одного из погибших членов экипажа Ил-12, штурмана Ивана Мулина, осталось трое детей. Несколько лет спустя, рассказывает дочь Мулина Людмила Ивановна Проскурина, к ее маме пришел военный, отказавшийся назвать себя, и рассказал, что будто бы по тому же маршруту и в то же самое время должен был лететь другой Ил-12. С высшим командным составом ТОФ на борту.

И, якобы, когда советской разведке стало известно, что американцы знают о готовящемся полете, рейс штабного самолета отменили. А чтобы не подставлять ценный источник информации, выпустили ничего не подозревавший гражданский самолет…

По другой версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться во Владивосток из Порт-Артура. Кстати, практика исподтишка подкарауливать и сбивать самолеты с высшим военным руководством враждебных стран существовала у американцев достаточно давно – еще в 40-х годах, где-то ближе к концу Второй мировой, американская разведка расшифровала японские военные шифротелеграммы. В итоге, выяснив график передвижения главкома вооруженных сил Японии Ямамото, американцы сбили его самолет вместе с самим главкомом.

***
Сейчас трудно понять, где правда, а где ложь в том, что рассказывается о давней трагедии, произошедшей в китайском небе 55 лет тому назад. Через два дня после гибели Ила в районе Находки был сбит американский В-50. В воинской части, где служили члены экипажа погибшего Ил-12, говорили, что американец не вторгался в советское воздушное пространство, его просто уничтожили над нейтральными водами.

Отомстили?

Многие вопросы, появившиеся после гибели Ил-12 более полувека назад, до сих пор остаются без ответа. И старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Людмила Проскурина каждый день ходит на работу мимо могилы своего отца, так и не зная правды о причинах его трагической гибели

 

Статьи на тему:

  • Смерч в Нижнем Новгороде По улицам Нижнего Новгорода пронесся смерч Жители Нижнего Новгорода сегодня почувствовали себя героями голливудского блокбастера «Смерч». Многометровый столб пыли […]
  • Чем меньше больной нервничает, тем быстрее заживают его раны В Институте психиатрии при Королевском колледже Лондона выявили взаимосвязь между стрессом и скоростью заживления ран у пациентов, — сообщается на сайте НИИ. Согласно […]
  • История зеркала Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная... лужа. Но вот беда — с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь. Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до […]
  • Прошлое – Настоящее – Будущее Авторизованный перевод редакционной статьи:  Alexander Zaitsev «Past – Present – Future»,  опубликованной в июле 2006 года на сайте SETI League по […]
  • Самые скупые миллионеры Исследования в США свидетельствуют: каждый четвертый американский миллионер носит ботинки не дороже 100 долларов, каждый десятый заплатил за свой костюм максимум 200 долларов. Лишь 50 […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.