Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35, был
Товары для дома
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома
https://istokprint.ru/
символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик
знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости,
проходящие в парадном строю по Красной Площади.
Товары для дома
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома
https://istokprint.ru/
В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела
Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н. В.
Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка,
предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве
укрепленных оборонительных полос.
(прототип Т-28)
Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый
прототип нового танка был выведен на заводские испытания.
В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в
шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ.
Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой
для того времени, а для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной
полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему
необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем,
при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и
в силовой установке.
В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного
в 1932 году в самостоятельный завод № 174 им К.Е.Ворошилова) программой выпуска
танка T-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено
заводу "Красный путиловец" (с 1934 года — "Кировский завод"). Проектная
документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.
Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления
была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в
специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов.
Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года
А.Г.Ефимов.
Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный
путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года после
ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.
К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка
первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12 танков, 10 из которых приняли
участие в первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. 11 августа 1933 года
танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.
Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41
машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего за это время было
выпущено 503 танка.
Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей
компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус,
конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой
кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку.
Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное
отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии,
в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.
Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики
танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная
76,2-мм пушка Л-10. Справедливости ради следует отметить, что исправных Л-10 не
хватало и часть танков по-прежнему оснащалась КТ.
С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню
танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80
мм, а бортовых и кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего индекс
Т-28э (экранированный), возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были
выпущены танки последней серии, имевшие главные башни конической формы.
Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть
высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как
цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин
были одинаковые. Первоначально, танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ
("Кировская танковая" — КТ-28) обр.1927/32 года, в установке которой
использовалась качающаяся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 года.
Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня
могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку
корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165°. На танках
последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с
пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.
В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего
времени. Состав и расположение вооружения, применительно к идее многобашенной
компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при
независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты
массированным огнем, который мог управляться и корректироваться одним командиром
(чего не скажешь о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру
было физически невозможно).
Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя
и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили
из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом
проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации
из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений — усиление амортизаторов ходовых
тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное
совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии — недостатки полностью
устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной
базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы
к приему столь сложных боевых машин и войска.
Боевое применение Т-28
Первые 10 танков поступили во 2-й отдельный танковый полк Резерва Главного
Командования (РГК) Ленинградского военного округа. Отдельные танковые части РГК
ведут свое существование с 1924 года. 2-й танковый полк был сформирован в 1929
году. В последующие годы по мере поступления новых танков сформировали еще
четыре танковых полка РГК в Смоленске, Киеве, Харькове и Слуцке. Организация
этих полков претерпела несколько изменений. К концу 1935 года они состояли из
трех батальонов по 30 танков в каждом. На их вооружение поступали средние (Т-28)
и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года танковые полки были развернуты в
отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая танковая бригада на танках Т-28
состояла из трех линейных батальонов, учебного батальона, батальона боевого
обеспечения и других подразделений.
К концу 1935 года они состояли из трех батальонов по 30 танков в каждом. На их
вооружение поступали средние (Т-28) и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года
танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая
танковая бригада на танках Т-28 состояла из трех линейных батальонов, учебного
батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений.
Организация тяжелых танковых бригад была утверждена Наркомом обороны 12 декабря
1935 года. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года тяжелые танковые бригады
выделили в Резерв Главного Командования. Танковые части и соединения РГК
готовились по специально разработанной программе в соответствии с их общим
предназначением. Их предусматривалось использовать для качественного усиления
стрелковых дивизий и корпусов при прорыве сильно укрепленных позиций противника.
В 1939 году имелись четыре тяжелых танковых бригады. 4-я, 5-я, 10-я и 20-я,
дислоцировавшиеся соответственно в Киевском Особом, Харьковском, Западном Особом
и Ленинградском военных округах. 5-я танковая бригада была смешанного состава,
наряду с Т-28 в ней имелись танки Т-35.
Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады
Они отличились во время "освободительного похода" в Западную Украину в сентябре
1939 года. По результатам применения танковых частей, автобронетанковые войска
Красной Армии в ноябре 1939 года, перешли на новую организацию. Танковые бригады
Т-28 теперь должны были быть трехбатальонного состава, по 156 машин (из них 39
БТ). В последующем их намечалось перевооружить танками KB-1. 30 ноября 1939 года
начался советско-финский вооруженный конфликт, в котором принимали участие 10-я
и 20-я тяжелые танковые бригады. За финскую кампанию 20-я танковая бригада им.
С.М.Кирова (командир — комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного
Знамени.
В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой
наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его
от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно
высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный танк —
Т-28. Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним
добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они
использовались практически до 1945 года.
В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все
башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года. Никуда более танки
Т-28 не поставлялись. Ходят слухи, что в 1935 году два Т-28 были проданы Турции.
Однако документов, подтверждающих этот факт, пока не найдено.
С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года,
автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации
к дивизионной. В это время были расформированы все танковые бригады, в том числе
и тяжелые, а их танкам укомплектовывались вновь создаваемые соединения. Так
например, на 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой
дивизии 4-го мехкорпуса, еще пятью машинами располагала 10-я танковая дивизия
15-го мехкорпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного
округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой
дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в
Прибалтийском Особом и Ленинградского военных округах. Всего же по состоянию на
1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.
(Т-35 и Т-28)
15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего
Юго-Западным фронтон нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на
Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой
дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.
Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под
командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка,
раздавил два противотанковых орудия, миномет семь автомашин, расстрелял до сотни
гитлеровцев.
Другой пример с уверенностью можно отнести к числу уникальных. В конце июня 1941
года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался советский
танк. Это был Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной
скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи
и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через
весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной
окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за
этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники,
состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она,
включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны.
В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 года на
Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 года в битве за Москву. В своей книге
"Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под
Москвой осенью 1941 года 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе
НИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных
огневых точек.
К лету 1941 года танк Т-28 считался безнадежно устаревшим. Это безусловно так,
поскольку к тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной
компоновки. Наглядный пример тому — танк Т-34-76. При равной массе и мощности
двигателя, примерно одинаковой огневой мощи и несколько более сильном
бронировании (а по сравнению с Т-28э даже более слабом) "тридцатьчетверка"
оставляла малоподвижному и громоздкому "двадцатьвосьмому" немного шансов на поле
боя. Но это Т-34, который при всех своих недостатках, вне всякого сомнения
являлся скачком вперед в мировом танкостроении.
Авторский коллектив: DAY1923 и lenka
Спасибо, до новых встреч…
http://www.free-time.ru/military/tanks/tanki/t_28.html