Т-28 младший из Гигантов (ИСТОРИЯ)Т-28 младший из Гигантов

просмотров: 1 856
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35, был

символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик

знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости,

проходящие в парадном строю по Красной Площади.

  

В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела

Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н. В.

Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка,

предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве

укрепленных оборонительных полос.

    

(прототип Т-28)

Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый

прототип нового танка был выведен на заводские испытания.

    

В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в

шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ.

Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой

для того времени, а для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной

полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему

необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем,

при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и

в силовой установке.

    

В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного

в 1932 году в самостоятельный завод № 174 им К.Е.Ворошилова) программой выпуска

танка T-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено

заводу "Красный путиловец" (с 1934 года — "Кировский завод"). Проектная

документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.

    

Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления

была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в

специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов.

Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года

А.Г.Ефимов.

    

Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный

путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года после

ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.

К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка

первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12 танков, 10 из которых приняли

участие в первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. 11 августа 1933 года

танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.

  

Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41

машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего за это время было

выпущено 503 танка.

  

Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей

компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус,

конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой

кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку.

Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное

отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии,

в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.

  

Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики

танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная

76,2-мм пушка Л-10. Справедливости ради следует отметить, что исправных Л-10 не

хватало и часть танков по-прежнему оснащалась КТ.

  

С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню

танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80

мм, а бортовых и кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего индекс

Т-28э (экранированный), возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были

выпущены танки последней серии, имевшие главные башни конической формы.

  

Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть

высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как

цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин

были одинаковые. Первоначально, танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ

("Кировская танковая" — КТ-28) обр.1927/32 года, в установке которой

использовалась качающаяся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 года.

  

Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня

могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку

корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165°. На танках

последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с

пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.

  

В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего

времени. Состав и расположение вооружения, применительно к идее многобашенной

компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при

независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты

массированным огнем, который мог управляться и корректироваться одним командиром

(чего не скажешь о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру

было физически невозможно).

  

Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя

и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили

из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом

проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации

из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений — усиление амортизаторов ходовых

тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное

совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии — недостатки полностью

устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной

базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы

к приему столь сложных боевых машин и войска.

 

Боевое применение Т-28

Первые 10 танков поступили во 2-й отдельный танковый полк Резерва Главного

Командования (РГК) Ленинградского военного округа. Отдельные танковые части РГК

ведут свое существование с 1924 года. 2-й танковый полк был сформирован в 1929

году. В последующие годы по мере поступления новых танков сформировали еще

четыре танковых полка РГК в Смоленске, Киеве, Харькове и Слуцке. Организация

этих полков претерпела несколько изменений. К концу 1935 года они состояли из

трех батальонов по 30 танков в каждом. На их вооружение поступали средние (Т-28)

и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года танковые полки были развернуты в

отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая танковая бригада на танках Т-28

состояла из трех линейных батальонов, учебного батальона, батальона боевого

обеспечения и других подразделений.

  

К концу 1935 года они состояли из трех батальонов по 30 танков в каждом. На их

вооружение поступали средние (Т-28) и тяжелые (Т-35) танки. В декабре 1935 года

танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. Тяжелая

танковая бригада на танках Т-28 состояла из трех линейных батальонов, учебного

батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений.

  

Организация тяжелых танковых бригад была утверждена Наркомом обороны 12 декабря

1935 года. Приказом Наркома обороны от 21 мая 1936 года тяжелые танковые бригады

выделили в Резерв Главного Командования. Танковые части и соединения РГК

готовились по специально разработанной программе в соответствии с их общим

предназначением. Их предусматривалось использовать для качественного усиления

стрелковых дивизий и корпусов при прорыве сильно укрепленных позиций противника.

В 1939 году имелись четыре тяжелых танковых бригады. 4-я, 5-я, 10-я и 20-я,

дислоцировавшиеся соответственно в Киевском Особом, Харьковском, Западном Особом

и Ленинградском военных округах. 5-я танковая бригада была смешанного состава,

наряду с Т-28 в ней имелись танки Т-35.

  

Первыми приняли участие в боевых действиях 4-я и 10-я тяжелые танковые бригады

Они отличились во время "освободительного похода" в Западную Украину в сентябре

1939 года. По результатам применения танковых частей, автобронетанковые войска

Красной Армии в ноябре 1939 года, перешли на новую организацию. Танковые бригады

Т-28 теперь должны были быть трехбатальонного состава, по 156 машин (из них 39

БТ). В последующем их намечалось перевооружить танками KB-1. 30 ноября 1939 года

начался советско-финский вооруженный конфликт, в котором принимали участие 10-я

и 20-я тяжелые танковые бригады. За финскую кампанию 20-я танковая бригада им.

С.М.Кирова (командир — комбриг Борзилов) была награждена орденом Красного

Знамени.

  

В "Зимней войне" танки Т-28 использовались в основном для стрельбы прямой

наводкой по амбразурам финских ДОТов. При этом 30-мм броня танка не спасала его

от огня вражеской противотанковой артиллерии, что и обусловило их довольно

высокие потери. Именно по результатам этих боев появился экранированный танк —

Т-28. Во время конфликта два Т-28 были захвачены финнами. В 1941 году к ним

добавились еще пять. В составе единственной финской танковой бригады они

использовались практически до 1945 года.

  

В 1944 году один из них переоборудовали в эвакуационную машину (с него сняли все

башни) и использовали в этом качестве вплоть до 1951 года. Никуда более танки

Т-28 не поставлялись. Ходят слухи, что в 1935 году два Т-28 были проданы Турции.

Однако документов, подтверждающих этот факт, пока не найдено.

С началом формирования механизированных корпусов, в марте 1940 года,

автобронетанковые войска Красной Армии стали переходить от бригадной организации

к дивизионной. В это время были расформированы все танковые бригады, в том числе

и тяжелые, а их танкам укомплектовывались вновь создаваемые соединения. Так

например, на 22 июня 1941 года 75 танков Т-28 имелось в составе 8-й танковой

дивизии 4-го мехкорпуса, еще пятью машинами располагала 10-я танковая дивизия

15-го мехкорпуса. Эти мехкорпуса входили в состав Киевского Особого военного

округа. Имелись Т-28 и в 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса и 3-й танковой

дивизии 1-го мехкорпуса. Последние мехкорпуса дислоцировались соответственно в

Прибалтийском Особом и Ленинградского военных округах. Всего же по состоянию на

1 января 1941 в войсках насчитывалось 441 танк Т-28.

  

(Т-35 и Т-28)

15 июля 1941 года 16-й механизированный корпус получил приказ Командующего

Юго-Западным фронтон нанести удар по фашистским войскам из района Казатин на

Житомир. В этом ударе принимал участие и 29-й танковый полк 15-й танковой

дивизии, в составе которого, в числе прочих машин, имелись и Т-28.

Во время контратаки на деревню Семеновку (под Бердичевым) взвод Т-28 под

командованием младшего лейтенанта Василия Сумцова поджег три немецких танка,

раздавил два противотанковых орудия, миномет семь автомашин, расстрелял до сотни

гитлеровцев.

  

Другой пример с уверенностью можно отнести к числу уникальных. В конце июня 1941

года, когда немецкие войска заняли Минск, в город неожиданно ворвался советский

танк. Это был Т-28, управляемый старшим сержантом Д.И.Малько. На предельной

скорости он промчался по улицам, давя гусеницами вражеских солдат, тараня тягачи

и автомобили. Фактор внезапности сыграл свою роль. Танк прошел практически через

весь город (он ворвался в Минск с запада) и был подбит только на его восточной

окраине. Малько был ранен, но все же сумел покинуть горящий танк. После войны за

этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Участь Т-28 в первые дни войны мало чем отличалась от участи другой техники,

состоявшей на вооружении войск приграничных округов. Практически вся она,

включая танки новых типов, была потеряна в первые два месяца войны.

  

В дальнейшем немногие из уцелевших Т-28 применялись вплоть до 1943 года на

Ленинградском фронте и зимой 1941-1942 года в битве за Москву. В своей книге

"Москва-Сталинград-Берлин-Прага" Д.Д.Лелюшенко вспоминает, что во время боев под

Москвой осенью 1941 года 16 танков Т-28 , без моторов, обнаруженные в районе

НИБТ Полигона, были зарыты в землю и использовались в качестве неподвижных

огневых точек.

  

К лету 1941 года танк Т-28 считался безнадежно устаревшим. Это безусловно так,

поскольку к тому времени полностью отжила сама концепция многобашенной

компоновки. Наглядный пример тому — танк Т-34-76. При равной массе и мощности

двигателя, примерно одинаковой огневой мощи и несколько более сильном

бронировании (а по сравнению с Т-28э даже более слабом) "тридцатьчетверка"

оставляла малоподвижному и громоздкому "двадцатьвосьмому" немного шансов на поле

боя. Но это Т-34, который при всех своих недостатках, вне всякого сомнения

являлся скачком вперед в мировом танкостроении.

 

Авторский коллектив: DAY1923 и lenka

Спасибо, до новых встреч…

http://www.free-time.ru/military/tanks/tanki/t_28.html

Статьи на тему:

  • Правда о заградительных отрядах Новый этап в истории заградотрядов начался летом 1942 года, когда немцы прорвались к Волге и Кавказу. 28 июля вышел знаменитый приказ №227 Народного комиссара обороны СССР И.В.Сталина, […]
  • «Прохладные» корпуса Thermaltake Компания Thermaltake представила новые модели компьютерных корпусов Soprano FX, главными достоинствами которых стали уникальный дизайн, удобство при установке комплектующих и организация […]
  • Акции протеста против роста цен на бензин Акции протеста против роста цен на бензин и дизельное топливо пройдут в целом ряде российских регионов В столице ее проводят водители большегрузных автомобилей. Дальнобойщики требуют от […]
  • Будущее России: многофакторный прогноз В преддверии смены «первого лица» в Кремле немало людей задумывается над тем, какой будет Россия Грядущего. «Росбалт» представляет взгляд на будущее страны […]
  • Прибавление нулей Купюра достоинством в 5 тысяч рублей вчера выпущена в обращение. "Необходимость выпуска в обращение банкноты номиналом 5000 рублей обусловлена потребностью налично-денежного оборота, […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.