Кто добивает машиностроение

просмотров: 885
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Оцени первым)

 Разговор о техническом перевооружении отраслей машиностроения на парламентских слушаниях, прошедших в Государственной думе, был острым. “Мы действуем как команда партизан на вражеской территории” — так охарактеризовал положение на машиностроительных предприятиях России заместитель генерального директора Хабаровского судостроительного завода В. Васильев.

ИЗ-ЗА БЕЗДЕЙСТВИЯ правительства ситуация в отрасли сложилась критическая, подчеркивали выступавшие. За 15 лет реформ не только ничего не делалось для ее технической модернизации, но и была практически полностью разрушена сама основа технологического перевооружения – станкостроение.

Денег в стране много, но их некуда вкладывать. Разве это нормально? Куда годится, отмечали выступавшие, что с рубля дохода, полученного предприятием, после уплаты всех налогов на кино, вино и развитие производства остается 22 копейки!

Свою лепту в этот процесс внесла и “Единая Россия”, монопольно хозяйничающая в Государственной думе. “Если применять в отрасли принимаемые вами новые законы, – обратился к представителям депутатского большинства В.Васильев, – предприятия просто самоликвидируются”.

А председатель совета директоров российской ассоциации “Станкоинструмент” Н.Паничев охарактеризовал закон “О техническом регулировании” так: “Это петля на шее, которая через 10 лет нас задушит”.

Нет даже намека на техническое перевооружение хоть какого-то предприятия и в федеральных целевых программах. Поэтому нет и спроса на технологическое оборудование. Единственное исключение – куцая программа развития станкостроения Союзного государства России и Белоруссии, да и та не предусматривает строительства ни одного станкостроительного предприятия.

Говорилось на слушаниях и о том, что предстоящее вступление в ВТО окончательно добьет наше машиностроение. Его технологическая база на десятилетия отстала от западных стран. А правила ВТО не разрешают субсидировать промышленность. В итоге мы можем лишиться не только гражданского, но и оборонного машиностроения.

Если мы хотим, чтобы наше машиностроение не погибло, нужно не рваться в ВТО, а решать самые больные проблемы отрасли. Это прежде всего – кредитование, государственные гарантии оплаты поставок, особенно в страны повышенного риска, это льготное налогообложение средств, направляемых на приобретение технологического оборудования, в том числе льготные таможенные тарифы на его закупку за рубежом.

Половина выступавших акцентировала внимание на проблеме острейшего дефицита кадров в отрасли – как рабочих, так и инженерных. Без ее решения отрасль умрёт естественным путем. В современной России выпускники государственных технических вузов в большинстве своем не идут работать по полученной специальности. Не спешат на заводы и выпускники оставшихся еще кое-где профтехучилищ.

Однако выступавшие обошли стороной вопрос уровня зарплаты в отрасли, без повышения которой привлечь молодежь невозможно. Они лишь жаловались на широкое использование в других отраслях “серой” зарплаты да предлагали “силовые” варианты: восстановить обязательное распределение по заводам учащихся еще оставшихся профтехучилищ и студентов государственных вузов, обучающихся на бюджетные деньги.

Усугубляет ситуацию, отмечали выступавшие, дезорганизация отраслевого управления в результате бесчисленных реорганизаций правительства. А регулировать есть что. Сегодня сложился диспаритет цен между добывающими предприятиями и предприятиями, производящими конечную продукцию, с одной стороны, и предприятиями, производящими промежуточную продукцию, в том числе технологическое оборудование, — с другой. Это разрывает жизненный цикл отрасли.

Машиностроение – это политическая категория. Оно определяет уровень суверенитета страны. И то, что правительство направило на парламентские слушания третьестепенного чиновника, свидетельствует о его полном равнодушии к будущему России.

 

Роберт БЫКОВ. Правда,№ 60, 9-14 июня

 

 

Обсудить в форуме

Статьи на тему:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.