Аспирант Ксения Лещенко — о том, как Токио перенес землетрясение
В Японии увеличивается число погибших в результате землетрясений и цунами. По последним официальным данным, жертвами стали более тысячи человек, пропавшими без вести числится 1600. Среди них есть сотрудники спасательных служб, на связь не выходят также несколько десятков полицейских.
О том, что происходит в Токио, Радио Свобода рассказала Ксения Лещенко, аспирант из Москвы, которая проходит стажировку в японском университете Васэда:
— В Токио все тихо, спокойно. Транспорт начал ходить с утра. Электрички 11 марта все стояли, а 12 марта начали ходить по расписанию. Мы ночевали в общежитии у друзей, потому что не могли дойти до своего общежития. Утром вернулись домой, как обычно. Никакой паники не было.
— Можно сказать, что город возвращается к нормальной жизни?
— Да, да. Магазины работают, пробок нет. Вечером были пробки, потому что люди пытались уехать из центра на машинах. Дойти пешком было быстрее, скажем так, во многих районах.
— Какие сообщения приходят из районов, которые больше всего пострадали от землетрясения и цунами?
— Начали искать людей, потому что очень много высоких зданий, которые залило водой, и люди не могут оттуда выбраться. Например, целые больницы. Они на крышах выкладывают большие буквы: "помогите, вода" или "нам нужна еда". Их с вертолетов снимают телекомпании. Они, наверное, были первыми, кто нашел многие такие места, и туда направляют помощь, эвакуируют детей и так далее. Разгребают завалы. В основном, пока только просто смотрят кадры, непонятно, как к некоторым завалам подбираться.
— Какое у вас сложилось впечатление — все было отлажено, четко, механизм спасательной службы работал без сбоев?
— Люди все делали очень мобилизованно. Везде были полицейские, они говорили, куда идти, где остановки автобусов, где такси, где можно просто зайти в убежище, посидеть ночью, где раздают одеяла, где есть пайки. Очень все было хорошо.
— Среди ваших знакомых все целы, все нашлись, нет ли пропавших?
— В Токио все нашлись, потому что связь уже работает нормально. Но есть знакомые на севере страны, до них дозвониться не могу, связи нет, информации никакой.
— Сейчас тревожные новости приходят в связи с тем, что на атомной электростанции "Фукусима-1" произошел взрыв, там эвакуируется население, вокруг станции повышен радиационный фон. Это сообщение как-то отражается на нормальной жизни Токио? Что об этом говорят люди, нет ли паники в связи с этим?
— Нет, пока паники нет. Нам посоветовали сидеть дома, не выходить на улицу, закрыть окна. Между собой ходит информация, друзья-японцы звонят и говорят, что надо сходить быстренько в магазин, купить водоросли — здесь продаются и сухие водоросли, и в виде консервов — и есть, потому что там йод, пить вино по возможности, есть зеленые овощи. Если есть жидкий йод, надо его растворять в воде и принимать по 10 капель каждые 48 часов, как профилактика.
— Это на тот случай, если радиационный фон в Токио начнет увеличиваться?
— Да, если это все пойдет в нашу сторону.
— СМИ передавали разъяснения официальных лиц в связи с аварией на "Фукусиме-1"?
— Правительство вообще пока не выступает. Премьер-министр сейчас на вертолете осматривает территорию. Специалисты по атомной энергетике сказали: "Мы сейчас работаем, пока ничего точно не можем сказать". Видимо, боятся поднять панику. Какого-то официального комментария не было. Мы только знаем, что зону эвакуации расширили до 20 километров вокруг станции.
— В связи с этими событиями россияне не собираются покидать Японию?
— Мы разговаривали с друзьями, есть люди, которые хотят уехать как можно быстрее. Но сейчас закрыт аэропорт Токио, поэтому уехать сейчас можно только через южные аэропорты, а как доехать туда — пока непонятно. Скоростной поезд еще не запустили, проверяют пути. В основном люди говорят: давайте немножко подождем. Так, чтобы бежать — пока нет таких настроений.
Арслан Саидов