Закадровый смех в ситкомах

просмотров: 3 073
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов 1, среднее: 5,00 из 5)

 Предположительно впервые публике стали подсказывать, как именно нужно реагировать на зрелище, еще в античности. Известно, что на представлениях самодура Нерона пятитысячный легион встречал «великого» актера ликованием и периодически производил овации. К которым, естественно присоединялись простые граждане.
В XVI веке во Франции жил и творил поэт Жан Дюрат, который придумал программировать реакцию публики на свои постановки нехитрым способом: он скупал часть билетов в театр и раздавал их бесплатно в обмен на обещание без устали аплодировать. А уже в XIX веке клакеры — так стали называть профессиональных «хлопальщиков» — частью театральной индустрии, у них даже были специализации – одни истошно гоготали после определенных реплик, другие отпускали заранее заученные мудреные комментарии. Найм «хлопальщиков» курировали специальные агентства: менеджеру театра достаточно было просто отправить заявку. И вплоть до начала XX века пользование услугами клакеров считалось нормальной практикой.

Товары для дома
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома

https://istokprint.ru/

 

В следующий раз «искусственный» смех прозвучал уже из динамиков радиоприемников. В 30-40-х годах пользовались огромной популярностью комические радиошоу, многие из которых разыгрывались как театральные постановки, перед публикой которая довольно живо реагировала на шутки. Впрочем какой-то момент продюсерам стало казаться, что «плотность» зрительского смеха недостаточна, и записи стали «доозвучивать», вставляя дополнительные смешки. Также и записанное в студии шоу делали похожим на живое представление.

Когда комедийные шоу только начали приживаться на доисторических телевизионных экранах, их производственный цикл мало чем отличался от производственного цикла сценических и радиопостановок: каждая серия снималась несколькими камерами в реальном времени перед сидящими в студии зрителями, телевидение тогда выходило только в прямом эфире. Из технологических ограничений (единство места и времени, скудные декорации, малочисленные персонажи) вырос целый жанр – телевизионная комедия положений (т.е. ситком). Зрители первых телевизионных ситкомов еженедельно смотрели шоу в прямом эфире и ощущали фактически почти полный эффект присутствия среди студийной аудитории.

Товары для дома
Для умных и прекрасных чистота и уют вашего дома

https://istokprint.ru/

С появлением технологий, позволяющих транслировать программы в записи, технология производства ситуационных комедий приблизилась к кинематографической. Монтаж, многочисленные дубли, более детальная проработка сюжета – все это казалось делало телешоу качественнее. Но за этим качеством потерялся эффект присутствия: тест-просмотры показали, что, несмотря на высококлассное исполнение, зрители воспринимают новые ситкомы отстраненно. Именно для восстановления эмоционального контакта со зрителем продюсеры решились вставлять в самых удачных моментах записанные взрывы хохота.

Пионером закадрового смеха стало «Шоу Хэнка МакКьюна». Неизвестно, как простые зрители реагировали на явно искусственный и однообразный закадровый смех, но профессионалы восприняли новый технический прием на ура. Газета Variety написала в рецензии на шоу: «Предстоит еще выяснить, создает ли этот смех веселое настроение у зрителя, но ясно, что эта технологическая находка имеет большое будущее». Продюсеры прислушались к авторитетному изданию: в течение нескольких лет использование закадрового смеха стало повсеместным, а сам смех стал главным признаком ситкома. Эту моду подхватили даже те, кто по старинке снимал ситкомы перед живыми зрителями. Телевизор стал смеяться после каждой плоской шутки и примитивного гэга.

Поначалу создатели комических телешоу не особенно следили за разнообразием и достоверностью вживляемых в продукцию смеховых истерик. Так, каждый выпуск популярнейшего ситкома «Шоу Эббота и Костелло» шел полчаса, и все тридцать минут повторялся один и тот же смеховой сэмпл — это, естественно, выводило зрителей из себя.

Растущие объемы производства «доозвученных» смехом ситкомов потребовали способов разнообразить эрзац-эмоции. Революцию в этой области совершил звукоинженер Чарли Дуглас, который изобрел прибор «коробка смеха». Похожий на миниатюрный орган аппарат имел множество клавиш, которыми можно было выбирать «интенсивность» смеха (робкий смешок или стихийная истерика), а также количество, возраст и пол смеющихся. У машинки была даже педаль, которой выбирали длительность смеховых отрезков. Машинка позволяла конструировать из заранее записанных треков убедительную смеховую картину, которая не повторялась в течение серии и в других сериалах. Исходным материалом стала реакция зрителей, которым показывали запись классического ситкома (если верить индустриальным байкам, эталонами были «Я люблю Люси» и «Шоу Реда Скелтона»). Более того, чтобы одни и те же записи не приедались зрителю, проводится регулярная ротация смеховых сэмплов: записываются новые, старые сдаются в архив — при этом их могут заново пустить в дело несколько лет спустя. Разбогатевший Дуглас сейчас владеет целой компанией, производящей оборудование для профессионального микширования смеха. Несмотря на компьютерную революцию «смеховые машины» все еще выпускаются.

Несмотря на все ухищрения звуковиков, направленные на то, чтобы зритель никак не отличал собранный из фрагментов, как конструктор, искусственный смех от реакции живой публики, закадровый смех, которым в 60-е годы озвучивали любое телешоу с намеком на юмор, стал считаться моветоном. Все-таки мало кому нравится сам факт, что ему намекают, когда именно надо смеяться. Почувствовали это и продюсеры. Одним из первых был Ларри Гелбарт, создатель популярного в семидесятые сериала «Военно-полевой госпиталь» (M*A*S*H*) по одноименному фильму Роберта Олтмана. Он хотел обойтись без закадрового смеха (особенно его волновали сцены в операционной), но боссы телеканала CBS настояли. Еще раньше знаменитый пианист и актер Росс Багдасарян, озвучивавший одного из персонажей «Шоу Элвина», поставил условие: никакого закадрового смеха. Неизвестно, стало ли отсутствие привычного гогота причиной непопулярности сериала, но после первого сезона шоу решили закрыть. Бывали случаи, когда первые серии телешоу пускали в эфир с закадровым смехом, а последующие делали уже без него. Так было, например, с шедшим у нас сериалом «Кувалда». Сегодня на DVD-изданиях популярных ситкомов того времени можно выбрать показ со смехом или без него. Уже середине семидесятых американские продюсеры стали отказываться от искусственного смеха и возвращаться к старой практике прогона серии перед аудиторией. Некоторые шоу даже по старинке снимали в студии со зрителями. В девяностые же годы использование закадрового смеха в любых проявлениях сильно сократилось — телевизионщики наконец поверили, что над по-настоящему смешными шутками зритель в состоянии посмеяться самостоятельно.

 

Со временем закадровый смех стал поводом для интересных теорий и дискуссий. Скажем, модный сегодня философ-скоморох Славой Жижек утверждает, что сопровождающий телевизионные шутки и гэги чужой смех как бы снимает с уставшего, жаждущего ментальной разгрузки зрителя необходимость осмыслять юмор и как-то на него реагировать — за кадром смеются за него (похоже на функцию плакальщиц на похоронах, только наоборот). Еще одна распространенная гипотеза гласит, что закадровый смех помогает смотреть сериалы в фоновом режиме. Вы можете читать вечернюю газету или готовить ужин, а продолжительные раскаты хохота укажут на то, что на экране происходит что-то интересное. В общем, объяснений этому культурному феномену придумано множество. Но за полвека его существования так и не выявлено главное: насколько влияет искусственный смех на восприятие шуток и популярность сериала. Даже на российском примере сказать ничего определенного нельзя. Так, два знаковых ситкома двухтысячных — «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой» — в этом смысле полная противоположность друг другу. В первом закадровый смех используется, во втором – нет. Популярны оба.

Игорь Веселов

 

Статьи на тему:

  • Все лучшее раздается бесплатно Накануне интервью мне позвонили: "Юра, вы помните конференцию [1], на которой выступал Троицкий?" Наверное, так и останется в веках: "конференция, на которой выступал […]
  • Искусство для чайников Хотите знать, чем отличаются кубизм от экспрессионизма, а минимализм от сюрреализма? Это наглядное пособие, как раз, для вас: Гениальную картинку изобразила бразильская художница Alliah […]
  • Синоптики NASA предупреждали о рекордно жарком лете в Европе ВНИМАНИЕ!!! ЭТА НОВОСТЬ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА 23 МАЯ!!!   Теперь давайте подумаем. Еще весной предупреждали о жарком лете. Что нужно делать МЧС и прочим службам и […]
  • История Великой депрессии Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты. - Кстати, как там фондовый рынок? - […]
  • Чуров решил открыть избирательные участки в гипермаркетах Российский ЦИК планирует открывать избирательные участки в гипермаркетах, передает РИА «Новости» со ссылкой на главу комиссии Владимира Чурова. Он уточнил, что в дни […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.